1.Общие сведения
Лизосома – микроскопическая мембранная структура внутри клетки, содержащая кислую среду и предназначенная для ферментного расщепления поступающих в клетку питательных веществ. Если по каким-либо причинам лизосомы функционируют неправильно или недостаточно, в тканях и органах на клеточном уровне накапливаются те органические соединения, которые в норме должны вступать в последовательные биохимические реакции, т.е. перерабатываться и усваиваться организмом. Отсюда название «лизосомные болезни накопления», к которым относится и болезнь Фабри.
Лизосомные болезни накопления являются наследственными. Они обусловлены генетическими мутациями и передаются (по тому или иному типу) от поколения к поколению. Частота встречаемости каждого из таких заболеваний, к счастью, невысока: согласно современным статистическим данным, она не превышает 1:100 000, причем эпидемиологические показатели обнаруживают значимую региональную зависимость. Последняя особенность присуща наследственным болезням вообще; она связана с особенностями заселения и степенью этнической (а следовательно, генетической) однородности в конкретной местности.
На сегодняшний день лизосомные болезни накопления представляют собой достаточно четко очерченную, с нозологической и клинической точек зрения, группу заболеваний. Различия между ними обусловлены тем, какие именно вещества остаются в клетках непереработанными.
Болезнь Фабри (в соблюдение исторической справедливости ее иногда называют болезнью Андерсона, синдромом Андерсона-Фабри и т.п., поскольку первое клиническое описание было выполнено в 1898 году двумя исследователями в разных странах и независимо друг от друга) относится к наиболее распространенным лизосомным болезням накопления. При болезни Фабри накапливаются сложные гликопротеидные и сфинголипидные (белковые и жировые, упрощенно говоря) соединения, отвечающие за регуляцию свертывания крови, распознавание нейронных сигналов клетками и другие функции.
2.Причины
Непосредственной этиопатогенетической причиной болезни Фабри является наследуемая мутация гена, обеспечивающего секрецию альфа-галактозидазы А; клиническая картина определяется дефицитом этого внутриклеточного расщепляющего фермента. Нерасщепленные белковые и жировые комплексы скапливаются преимущественно в сосудистых стенках, важнейших функциональных структурах сердца, почек и глаз, а также в ганглиях – узловых образованиях вегетативной нервной системы.
Вопросы о механизмах наследования пока прояснены не до конца (считается, в частности, что клинические формы развиваются только у мужчин, однако в ряде публикаций описаны тяжелые варианты болезни Фабри и у женщин); по мере накопления статистического и медико-генетического материала все необходимые ответы будут получены.
Известно также, что около 5% случаев заболевания не имеют под собой никакой наследственной отягощенности, т.е. обусловлены новой, первой генной мутацией.
3.Симптомы и диагностика
Теоретически болезнь Фабри может быть достоверно диагностирована уже в раннем детстве, однако на практике, как правило, к верному диагнозу приходят лишь в подростковом, молодом или даже зрелом возрасте пациента. Это связано, во-первых, с исключительной редкостью заболевания (на сегодняшний день во всем мире подробно описано лишь около 1200 клинических случаев), во-вторых, с неспецифичностью симптоматики, – что нередко приводит к ошибочной диагностике, например, ревматизма.
Доминирующим и, как правило, манифестным симптомом выступают приступообразные боли в дистальных отделах конечностей, т.е. в ладонях и ступнях. Такие приступы (кризы Фабри) отличаются значительной, до нескольких дней, продолжительностью, выраженностью и изнурительностью для больного. В некоторых случаях развивается также симптоматика системного воспаления (лихорадка, повышение температуры, недомогание и пр.). В остальные периоды многие пациенты страдают от нейропатических болей и парестезий – ложных ощущений покалывания, жжения, зуда и пр. Во многих случаях прогрессирование болезни сопровождается появлением и распространением симметричных ангиокератом, – специфических кожно-сосудистых образований, – а также поражений глазных структур, ЖКТ, суставов, периферической и центральной нервной системы. Формируется определенный фенотип (общее строение тела, челюстно-лицевых структур, черепа и пр.), сходный с таковым при акромегалии.
Информативным и диагностически значимым признаком является резкое снижение или полное отсутствие потообразования, что может приводить к частым тепловым ударам. С годами нарастают характерные симптомы сердечно-сосудистой и/или почечной функциональной недостаточности (вплоть до тяжелых форм стенокардии, инфаркта, уремии, острых нарушений мозгового кровообращения, – что в совокупности существенно сокращает среднюю продолжительность жизни таких пациентов).
При болезни Фабри отмечается, как правило, повышенная утомляемость и низкая работоспособность (как физическая, так и умственная), причем даже незначительная нагрузка может спровоцировать перегрев и криз.
Диагноз устанавливается на основе анамнеза, тщательного изучения клинических проявлений и результатов лабораторных исследований (в частности, производятся анализы уровня энзимной активности и концентрации сфингогликолипидов в биологических жидкостях).
4.Лечение
Этиопатогенетическая терапия болезни Фабри в настоящее время находится на этапе разработки и обоснования: в частности, предпринимаются попытки заместительной ферментной терапии, и два таких препарата сертифицированы в РФ.
Симптоматически назначают обезболивающие и противовоспалительные средства, нейротропные препараты.
При условии своевременного выявления, правильной постановки диагноза и адекватного комплексного лечения прогноз вполне благоприятный; в большинстве случаев удается обеспечить приемлемое качество жизни пациентов с болезнью Фабри.