Социальные сети могут негативно влиять на восприятие женщинами своего тела
Согласно новому исследованию, такие социальные сети как Facebook, Instagram и Pinterest могут отрицательно влиять на женскую самооценку.
Результаты говорят о том, женщины, которые проводят в социальных сетях больше часа в день, чаще испытывают недовольство своим телом.
Такие женщины склонны полагать, что стройные люди более привлекательны, кроме того, они чаще беспокоятся о том, как выглядят со стороны, говорит ведущий исследователь Мартин Графф, руководитель психологического исследования в Университете Южного Уэльса в Соединенном Королевстве.
Кроме того, по словам исследователей, такие женщины больше занимаются спортом, стремясь сделать свое тело совершенным.
«Если вы ежедневно проводите много времени в социальных сетях, в которых люди часто публикуют свои снимки и сравнивают их со снимками других людей, вы можете начать искаженно воспринимать свое собственное тело и подвергать себя чрезмерным физическим нагрузкам», - сказал Графф.
Широкая распространенность социальных сетей в наше время делает выводы исследования особенно тревожными, говорит доктор Нэнси Мармор, психолог и эксперт по средствам массовой информации из Питтсбурга.
«Осознаете ли вы это или нет, но социальные сети постоянно навязывают вам ложные идеалы», - говорит Мармор. «Можно выключить фильм, закрыть журнал или отойти подальше от рекламного щита, но с социальными сетями такое не сработает. Сегодня, чтобы узнать, чем занимаются знакомые, и связаться с друзьями, девушкам приходится заходить в социальные сети».
Согласно сообщениям Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, у людей, которые воспринимают свое тело негативно, чаще развивается расстройство питания. Они также более склонны чувствовать себя подавленными и одинокими и испытывают одержимость идеей потери веса.
Для своего исследования Графф с коллегами пригласили 100 студенток выпускных курсов Университета Южного Уэльса и попросили их ответить на серию вопросов о пользовании социальными сетями и отношении к своему телу.
Участниц разделили на четыре группы в зависимости от количества времени, которое они каждый день проводили в Facebook, Instagram и Pinterest. Первая группа проводила в социальных сетях менее 30 минут каждый день; четвертая - более 90 минут.
Исследователи также попросили женщин ответить на три вопроса, связанных с оценкой их собственной физической формы: насколько они принимают общепринятые взгляды на «идеальное тело»; насколько они переживают о том, что думаю об их теле другие люди; насколько они мотивированы улучшать свое тело посредством упражнений.
По словам Граффа, чем больше времени женщины проводили в социальных сетях, тем важнее для них были все вышеупомянутые показатели. Однако в исследовании не было доказано, что именно большое количество времени, проводимое в социальных сетях, является причиной негативного восприятия женщинами собственного тела.
Так почему же между этими двумя явлениями наблюдается связь?
Из-за комментариев, которые женщины получают в социальных сетях, они могут чувствовать неуверенность в себе – особенно, если они не осознают, что «люди почти всегда публикуют только самые лучшие свои фотографии», - говорит Графф.
«Люди обычно стараются показать себя с наиболее выгодной стороны – они выкладывают фотографии того, как занимаются в спортзале, участвуют в марафоне или просто интересно проводят время», - добавил он. «Люди не публикуют фото своего неудачного дня или фотографии, на которых они плохо выглядят».
Однако, связь может быть и обратной – неуверенные в себе женщины зачастую проводят больше времени в социальных сетях, предполагает Графф.
Доктор Мрамор согласна с Граффом. «Неуверенные в себе женщины и девочки могут использовать социальные сети, чтобы почувствовать себя увереннее, но зачастую выходит все наоборот», - говорит она.
Ранимые девочки и женщины, которые используют социальные сети в подобных целях, обычно находятся в подавленном состоянии, испытывает тревогу или страдают от расстройств пищевого поведения, рассказывает Рамани Дурвасула, директор психологической клиники в Калифорнийском государственном университете в Лос-Анджелесе.
Она считает, что девушки и молодые женщины будут продолжать использовать социальные сети, независимо от результатов любых исследований.
«Джина уже выпустили из бутылки, с этим ничего нельзя поделать. Остается только объяснять детям и молодым людям, как сильно социальные сети могут влиять на самооценку», - говорит Дурвасула.
Мрамор советует: «Вам стоит осознать, что изображения и информация, которые вы видите в социальных сетях, не всегда отражают реальность. Если кто-то публикует фотографии дорогого путешествия, которое вы не можете себе позволить, помните, что сообщения нередко не соответствуют действительности. Многие люди публикуют фотографии из поездок, с романтичных празднований годовщины или дней, проведенных на пляже, которые в реальности были не такими уж и захватывающими, как выглядят на фотографиях».
Тем не менее, Дурвасула предупреждает, что к подобным исследованиям стоит относиться с долей скептицизма.
«Следует быть осторожными и не делать слишком обобщенных выводов», - говорит Дурвасула. «Данное исследование проводилось на небольшой выборке студенток колледжа Соединенного Королевства. Необходимо провести еще ряд дополнительных исследований, чтобы выяснить, наблюдается ли та же самая корреляция показателей в США, среди девочек из различных этнических меньшинств, социальных групп и культур».
Результаты исследования должны быть представлены в пятницу на ежегодном собрании Британского психологического общества в Ноттингеме, Англия. Результаты исследований, представляемые на подобных встречах, считаются предварительными до того, как они будут опубликованы в каком-нибудь рецензируемом журнале.