1.Общие сведения
Диагноз «подагра» у многих ассоциируется, прежде всего, с заболеванием суставов. Менее известным является тот факт, что подагра практически всегда (более 80% случаев) обусловлена повышенным содержанием мочевой кислоты в крови (гиперурикемия) и сопровождается одновременным поражением почек. Относительно последней тенденции оценки встречаемости широко варьируют (30-80%); некоторые авторы даже оценивают эту связь как стопроцентную.
Так или иначе, подагрическая почка, – или уратная нефропатия, что является более точным и правильным термином, – весьма распространенный вид патологии почек, учитывая, что подагрой страдают до 2% населения земного шара.
Известно, что мужчин подагра поражает в несколько раз чаще, чем женщин, и начинается она обычно в 25-35 лет (у женщин – в период менопаузы; кроме того, изредка у мужчин встречается наследственная юношеская форма). И хотя этиопатогенетические механизмы развития подагры, поражения суставов и внутренних органов при этом тяжелом недуге, остаются предметом интенсивных научных исследований, связь с мочекаменной болезнью, дисфункцией почек и, в итоге, с почечной недо
2.Причины
Мочевая кислота – одно из необходимых организму биоактивных веществ; в воде она растворяется слабо и расщепляется особыми ферментами, а в крови присутствует в форме солей (уратов). Уратные кристаллики, накапливаясь в суставах, приводят к развитию подагрического артрита – второго по распространенности заболевания суставов после артрита ревматического. Повышение концентрации соединений мочевой кислоты может быть обусловлено врожденным дефицитом расщепляющих ее ферментов (за продукцию которых отвечает «мужская» Х-хромосома, чем и объясняются гендерные различия в заболеваемости). Выявлены и подтверждены также статистические корреляции подагры с гипертонией, алкоголизмом, врожденными аномалиями строения и функционирования почечных канальцев, некоторыми видами онкопатологии, ожирением и другими факторами.
3.Симптомы и диагностика
Сами по себе гиперурикемия и гиперурикозурия (аномальное содержание кристаллических уратов в крови и моче, соотв.) длительное время могут быть бессимптомными. Манифестирует уратная нефропатия, как правило, остро, на фоне приступа подагрического артрита. Отмечается почечная колика, симптоматика пиело- или гломерулонефрита, резкое сокращение объема выводимой мочи. Может измениться цвет мочи (на темно-бурый), лабораторный анализ иногда выявляет присутствие белка и крови в моче. Уратный нефролитиаз (наличие конкрементов, камней в почках и/или мочевых путях) является вторым по частоте симптомом, обнаруживаемым при подагрической почке. Острая форма уратной нефропатии легко переходит в хроническую и результирует пиелонефритом, гломерулонефритом, пионефритом с той или иной степенью почечной недостаточности.
Диагностика подагрической почки может быть весьма затруднена в том случае, если нет выраженного и специфического для подагры поражения суставов. Необходимо тщательное изучение анамнеза и, разумеется, «прицельные» лабораторные исследования состава крови и мочи. По показаниям назначается также УЗИ, рентгенография и другие визуализирующие методы диагностики.
4.Лечение
Терапия уратной нефропатии всегда носит комплексный характер. Необходим контроль и купирование обострений подагры как основного заболевания, лечение и профилактика гипертонии, нормализация массы тела. Строго обязательна диета, которую врач разрабатывает и разъясняет в индивидуальном порядке (однако в любом случае исключается пиво, определенные виды рыбы и ряд других продуктов, способствующих выработке мочевой кислоты). Резко сокращается также потребление сахара, поскольку существует прямая связь между заболеваемостью подагрой и сахарным диабетом. Назначают диуретики (мочегонные) и уростатики – препараты, подавляющие секрецию мочевой кислоты. Обязательными являются регулярное наблюдение у врача соответствующего профиля и мониторинг лабораторных анализов.
Прогноз, в целом, благоприятный, – при условии соблюдения всех врачебных предписаний, особенно касающихся образа жизни и вредных привычек. В последние десятилетия достигнуты значительные сдвиги в понимании этиопатогенеза и, соответственно, разработке стратегий эффективного терапевтического контроля ренальных (почечных) функций при уратной нефропатии.