1.Общие сведения
Медицина, одним из главных инструментов которой всегда была наблюдательность, с незапамятных времен стремилась понять: почему некоторыми болезнями одни люди заболевают, а другие нет, и почему переболевшие (и выжившие) никогда не заболевают повторно. О существовании иммунитета догадывались еще целители Древнего Китая и Индии, Гиппократ и Гален, Парацельс и ряд живших позднее блестящих ученых. За открытия в этой области было присуждено множество Нобелевских премий, в том числе и нашему соотечественнику И.И.Мечникову. Совсем недавно этой высокой наградой были отмечены работы международной команды специалистов в области врожденного иммунитета.
Уже давно существует понятие «иммунная система», представления о веществах-антителах (иммунных факторах), о механизмах развития рака, о природе аллергических расстройств и аутоиммунных заболеваний. Давно производятся и с успехом применяются такие группы лекарств, как иммуностимуляторы, иммунокорректоры и иммуномодуляторы.
И все же лечение болезней, связанных с дисфункцией, недостаточностью или аномальной активностью иммунной системы, остается труднейшей задачей, которая большей частью решается паллиативными средствами. Так, абсолютное большинство страдающих аллергией предпочитает покупать антигистаминные препараты, хотя многие слышали об ином, этиопатогенетическом (нацеленном на первопричину) подходе, – но эти смутные сведения ассоциируются с чем-то очень долгим, дорогостоящим и не гарантирующим результат.
Иммунотерапия – прикладная область иммунологии, посвященная разработке средств и методов лечебного воздействия непосредственно на иммунную систему.
2.Иммунотерапия аллергических расстройств
Данное направление в иммунологии получило название АСИТ – аллергенспецифическая иммунотерапия. Иногда ее называют также «лечение аллергеном».
Аллергия – один из пяти известных на сегодняшний день вариантов гиперчувствительности. Иммунная система предрасположенного к аллергии человека избирательно (и с неадекватной силой) реагирует на те или иные вещества, природные факторы, условия внешней среды. Возможных провокаторов аллергии на сегодняшний день известно так много, что проще сказать: аллергеном может быть все, что угодно. В ответ на присутствие аллергена иммунитет реагирует гиперсекрецией ряда гормонов и других биоактивных соединений, которые должны вырабатываться лишь как реакция на воспаление (гистамин, иммуноглобулины, интерлейкины и пр.). Отсюда симптоматика аллергии, которая иной раз так похожа на клинику ОРВИ, ринита, конъюнктивита или дерматита.
Методологическая идея антиаллергической иммунотерапии состоит в том, чтобы постепенно «отучить» защитную систему столь агрессивно реагировать на аллерген. Применяется своеобразный тренинг иммунитета, направленный на повышение его «порога срабатывания»: в организм вводятся возрастающие количества выявленного аллергопробами или уже известного аллергена, начиная с безопасных микродоз. Метод введения выбирается для каждого конкретного случая – внутривенные или подкожные инъекции, капли в нос, ингаляции и пр.
Следует отметить, что это направление иммунологии и аллергологии, при всей своей перспективности, пока находится на этапе становления. Сегодня приходится учитывать множество индивидуальных факторов и характеристик аллергического расстройства; недопустимо длинен пока перечень противопоказаний (туберкулез, дисфункции щитовидной железы и мн.др.). Кроме того, лечение, – как и упомянуто выше, – действительно занимает несколько лет и обходится недешево.
Данные об эффективности неоднозначны. Обнаружена ее зависимость от возраста, тяжести аллергии к началу лечения, количества и природы используемых аллергенов. Так, наилучшие результаты удается получать при лечении аллергии на продукты пчеловодства и укусы насекомых, на растительную пыльцу, шерсть животных. Сообщается о столь продолжительном и стойком эффекте, при котором пациент до 20 лет подряд обходится без антигистаминных препаратов; публикуются, впрочем, и данные о безуспешных или малоэффективных иммунотерапевтических курсах – при неблагоприятном сочетании вышеупомянутых условий лечения (аллергия на множество факторов одновременно, пожилой возраст, тяжесть иммунного расстройства, резистентные к методу аллергены и пр).
3.Иммунотерапия онкозаболеваний
Вторым наиболее перспективным вектором развития иммунотерапии сегодня считается лечение онкопроцессов. Суть подхода здесь принципиально иная, чем при терапии аллергических расстройств. Иммунную систему (однажды «пропустившую» появление атипичных клеток и начало роста опухоли) активируют и стимулируют таким образом, чтобы она прицельно атаковала агрессивно развивающуюся раковую ткань. С биохимической точки зрения такая задача очень сложна, а с практической – весьма рискованна, поскольку высока вероятность недостаточно селективной реакции иммунитета, когда вместе с раковыми клетками он начинает уничтожать и здоровые.
Иммунотерапия рака сейчас, строго говоря, находится на стадии клинических испытаний; в первых докладах и публикациях процент эффективных курсов (эффектом считают хотя бы приостановление роста опухоли) оценивается на уровне около 20%. Кроме того, пока неизвестны причины разной чувствительности к иммунотерапии при различных видах рака, недостаточно изучены факторы риска и механизмы развития многочисленных возможных осложнений, включая очень тяжелые. Наконец, стоимость лечения остается чрезвычайно высокой (десятки и сотни тысяч долларов в год).
Новые знания и новые терапевтические стратегии порой добываются медициной долго, трудно, ценой многочисленных неудач, неоправдавшихся надежд и сложнейших барьеров, которые медленно и не сразу, но один за другим преодолеваются. Научиться контролировать иммунитет – означает навсегда победить огромную группу тяжелых заболеваний, которые сегодня считаются практически неизлечимыми. Опыт таких побед у медицины есть, и упорства ей не занимать, поэтому есть основания полагать, что за иммунотерапией – будущее.