1.Общие сведения
Все перечисленные в заголовке синонимы определяют одно и то же патологическое состояние, но к сердцу, – несмотря на кардиологические корни в некоторых названиях, – эта патология близка разве что по локализации. Речь идет о кардиальном (нижнем, дистальном, конечном) участке пищевода. Этот участок, называемый также кардией, относится к брюшному отделу, который проходит через пищеводное отверстие диафрагмы и далее через клапанный сфинктер сопрягается с желудком.
В ряде источников указывается, что с морфологической точки зрения корректней относить кардию именно к желудку, а не к пищеводу; для простоты будем считать, что кардия – переходная зона между двумя этими органами, протяженность которой сравнительно невелика (несколько сантиметров).
Ахалазией кардии (кардиоспазмом, френоспазмом и т.д.) называют состояние, при котором из-за недостаточного раскрытия сфинктера нарушается проходимость брюшного отдела пищевода, что сопровождается гипотонией и растяжением предлежащих (верхних) отделов. Заболевание описано и известно в медицине давно, со второй половины ХVII века, однако до сих пор остается во многом неясным – прежде всего, в части причин. Кардиоспазм встречается у лиц любого возраста и пола, но пик заболеваемости приходится на зрелую возрастную категорию (старше 30 лет); отмечается незначительное преобладание женщин среди пациентов. Частота встречаемости в пересчете к здоровой популяции специалистами оценивается по-разному и отражает, скорее, готовность региональной выборки обратиться за помощью со специфическими симптомами, нежели истинную распространенность. Однако заболевание в любом случае относится к редким и выявляется у одного человека примерно на 100-200 тысяч населения.
2.Причины
На разных этапах развития медицины выдвигались самые разные гипотезы относительно этиопатогенеза ахалазии кардии. Часть этих гипотез уже однозначно и достоверно опровергнута, другие, кочуя из учебника в учебник, остаются дискутабельными и до сих пор не получают достаточного подтверждения. Примером могут послужить воспалительная, «медленно-инфекционная» и, особенно, психогенная гипотезы. Согласно последней, при определенных психических расстройствах, психотравмах или вариантах личностно-эмоциональной конституции в коре головного мозга могут образовываться очаги застойного возбуждения, вследствие чего ЦНС отдает неверные или избыточные команды, в том числе и блокирующие рефлекторное расслабление кардиального сфинктера. Однако другие авторы не менее убедительно доказывают, что такого рода психические или психологические расстройства являются не причиной, а следствием грубых нарушений работы ЖКТ.
Иногда среди вероятных причин кардиоспазма акцентируют пороки внутриутробного развития, врожденные аномалии иннервации пищеводной мускулатуры и т.п. Предлагается также считать ахалазию кардии полиэтиологическим нейромышечным заболеванием (т.е. таким, которое может развиваться по одному и тому же сценарию под действием любой комбинации из нескольких возможных причин), либо же, наоборот, группой симптоматически сходных заболеваний, у каждого из которых имеется собственный этиопатогенез. Все эти концепции весьма уязвимы для критики, а обсуждаемые потенциальные причины являются, скорее всего, не более чем факторами риска.
Истинные же причины, которыми охватывались и объяснялись бы абсолютно все (или хотя бы важнейшие) клинические, статистические, динамические особенности кардиоспазма, на сегодняшний день неизвестны.
3.Симптомы и диагностика
Несмотря на редкость заболевания, одних только его классификаций, – по самым разным критериям, в т.ч. по доминирующей симптоматике, – существует свыше двадцати пяти. Наиболее типичным симптомом, который обусловлен застойным спазмом нижнего отдела пищевода и аномальным растяжением вышерасположенного грудного отдела (каковое растяжение послужило основой для названия «мегаэзофагус»), является дисфагия – нарушения акта глотания, когда возникают всевозможные дискомфортные ощущения застоя, застревания пищи, переполненности пищевода и т.д. Зачастую такие нарушения носят парадоксальный характер (напр., твердая пища проникает в желудок легче, чем жидкая), что является одним из указаний на нейромышечный дисбаланс, рассогласованность. Другим наиболее распространенным симптомом служит регургитация – обратный интенсивный, активный (в отличие от рефлюкса) выброс пищи в виде отрыжки, срыгивания или рвоты, особенно при наклоне вперед или во время сна («симптом мокрой подушки»). Многие больные интуитивно и небезуспешно стараются предотвратить этот рефлекс «продавливанием» пищи в желудок, для чего задерживают дыхание, выпивают большие объемы воды и т.д. – таким способом создается большое давление в грудном отделе, под влиянием чего пищевые массы преодолевают ограниченно проходимый участок. При дальнейшем прогрессировании заболевания присоединяется загрудинная боль и симптоматика эзофагита (воспаления пищевода), обусловленного постоянным застоем и разложением пищи в мешковидном аномальном расширении. Как правило, утрачивается масса тела, больные жалуются на запах изо рта, жжение, гиперсаливацию (усиленное слюноотделение), слабость, утомляемость и т.д. В некоторых случаях из-за хронической аспирации неестественного содержимого пищевода развиваются осложнения со стороны дыхательной системы.
Диагноз достаточно просто устанавливается по специфической клинической картине и верифицируется рентгенологически.
Дополнительно назначаются ФГДС, эзофагоманометрия и другие исследования по показаниям. Заболевание необходимо дифференцировать от кардиоэзофагеального рака, эзофагеальных стриктур и т.д.
4.Лечение
При своевременном обращении за помощью лечение начинают с консервативных методов. Назначается особая щадящая высококалорийная диета, спазмолитические средства, витаминотерапия и т.д. Применяют различные методики искусственной дилатации (расширения) застойно спазмированного кардиального участка (напр., пневмокардиодилатацию). При отсутствии эффекта и упорном прогрессировании заболевания прибегают к хирургической коррекции, которую некоторые авторы считают методом выбора на любой стадии.