Мы специализируемся на вопросе, описанном в данной статье.
Данное заболевание относится к специализациям: Гастроэнтерология
1.Общие сведения
Наряду с низшими грибами и водорослями, протозойное подцарство образует группу протистов – древнейшей, предшествующей формы жизни на Земле, которая за два или три миллиарда лет (оценки эволюционного возраста расходятся) выработали чрезвычайно высокую адаптивность в своих экологических нишах.
Подцарство простейших (protozoa) в современных классификациях объединяет четыре класса и свыше 30 тысяч видов одноклеточных микроорганизмов, которые отличаются:
- наличием одного или нескольких клеточных ядер (эукариоты);
- сложным строением (несмотря на русскоязычное название «простейшие», эти существа обладают различными органоидами, жгутиками, ресничками, псевдоподиями, цитостомами, крыловидными мембранами, – для передвижения и захвата пищи);
- многостадийным жизненным циклом (который у большинства простейших включает анабиотическую цистную форму, способную месяцами или годами сохранять жизнеспособность в неблагоприятных условиях);
- в среднем более крупными, по сравнению с бактериями и тем более вирусами, размерами;
- способностью как к бесполому делению, так и к половому размножению с образованием предзародышевых гаметоцитов (репродуктивных клеток), несущих генетическую информацию;
- разнообразием способов питания (сапротрофный, паразитический, хищнический).
Некоторые паразитические виды простейших опасны для человека, поскольку при внедрении в организм и интенсивном размножении вызывают особую группу заболеваний – протозоозы или протозойные паразитозы (встречаются также определения «протозойные инфекции» и «протозойные инвазии»). Степень патогенности простейших, их контагиозность, вирулентность и, соответственно, тяжесть протозойных паразитозов широко варьируют – от развивающихся фульминантно (молниеносно) высоколетальных состояний до пожизненного бессимптомного носительства или формирования стойкого иммунитета после первого же контакта с возбудителем. Одни заболевания этой группы известны давно, достаточно хорошо изучены и в эндемичных регионах носят характер пандемий (малярия, амебная дизентерия, трихомониаз, лейшманиоз, сонная болезнь и т.д.), другие открыты сравнительно недавно и во многих аспектах пока неясны.
Балантидиаз как протозойный кишечный паразитоз человека известен с начала ХХ века. Он вызывается инфузорией Balantidium coli, открытой в 1857 году, обладающей всеми характерными для простейших чертами и паразитирующей преимущественно в организме свиней. В 1901 году Н.С.Соловьевым была доказана патогенность балантидий в отношении человека. Балантидиаз считается редким заболеванием, однако утверждать это с уверенностью специалисты не берутся: точных эпидемиологических данных нет (предполагается, что 5-10% сельских жителей могут оказаться, как минимум, носителями), к тому же неспецифичность клинической картины обусловливает высокую вероятность того, что острые случаи балантидиаза диагностируются и регистрируются под другими шифрами (например, как колиты).
2.Причины
Балантидии распространяются фекально-оральным путем: их защищенные оболочкой цисты из кишечника свиней извергаются в окружающую среду, где остаются вирулентными достаточно долго (несколько часов, дней или месяцев – в зависимости от условий), а затем через грязные руки, зараженную пищу или воду попадают в организм человека. Возможно, существуют и другие пути распространения. Оказываясь в желудочно-кишечном тракте, цисты естественным образом мигрируют до нижних отделов тонкого кишечника (без вреда для себя минуя агрессивную кислотную среду желудка), где обычно и начинают активизироваться – сбрасывая под действием пищеварительных ферментов оболочку и размножаясь в вегетативные формы. До сих пор неизвестно, почему у одних зараженных дальнейшая экспансия ограничивается бессимптомным паразитированием в кишечных просветах, а у других приобретает характер агрессивной внутритканной инвазии: образуются глубокие, вплоть до прободных, гнойно-некротические кровоточащие язвы, поражающие, как правило, сигмовидный, слепой и прямой отделы толстого кишечника (иногда с вовлечением нижнего участка тонкой кишки). В целом, этиопатогенетический механизм очень близок к сценарию развития амебной дизентерии, хотя инфузории относятся к иному классу простейших.
3.Симптомы и диагностика
Клинически значимый балантидиаз чаще встречается в хронически-рецидивирующей форме, когда обострения чередуются с бессимптомными ремиссиями; однако возможны и острые развития. В обоих случаях может доминировать симптоматика либо дизентерии, либо язвенного колита. Наиболее тяжелые острые формы балантидиаза в отсутствие этиотропного лечения чаще всего результируют летально.
Инкубационный период варьирует в пределах от 5 до 30 дней (обычно 10-15). Острая манифестация характеризуется лихорадочной симптоматикой, признаками общей интоксикации, болевым синдромом, мучительными прямокишечными спазмами с ложными позывами (т.н. тенезмы), диареей с примесью слизи или крови в гнилостно-зловонном жидком стуле. Больные быстро истощаются и утрачивают вес, при пальпации обнаруживают болезненность кишечника и увеличение печени.
Обострения хронического балантидиаза протекают примерно так же, но в значительно более мягкой форме. Течение может осложняться присоединением бактериальных коинфекций. Наиболее тяжелым осложнением является прободение изъязвленного кишечника с последующим разлитым перитонитом.
Экстракишечные формы балантидиаза теоретически возможны и в специальной литературе описаны на конкретных примерах, однако встречаются спорадически редко.
В диагностике балантидиаза, – как и любых других паразитозов, – очень важно собрать и изучить подробные анамнестические сведения (прежде всего, о местах недавнего пребывания больного). Стопроцентным доказательством является обнаружение возбудителя при микроскопии кала. Применяются различные лабораторно-аналитические методы с окрашиванием или искусственным культивированием. Производят также ректороманоскопию, колоноскопию, ФГДС по показаниям.
статьи о болезнях желудочно-кишечного тракта
г. Москва, Милютинский пер. 15
КОНТАКТЫ