1.Общие сведения
Бронхиальная астма – тяжелое хроническое заболевание дыхательной системы, этиологически сложное или, вернее, полиэтиологическое.
Последний термин означает, что астма может развиваться под воздействием множества причин и факторов, причем ни одна их комбинация до сих пор не была идентифицирована как стопроцентно патогенная, и наоборот: отсутствие всех или наиболее значимых, насколько сегодня известно, предрасполагающих факторов не исключает развитие заболевания.
Вкратце, суть бронхиальной астмы (БА) заключается в том, что под воздействием неких условий или факторов, по отношению к которым данный организм избирательно гиперчувствителен, наступает рефлекторный бронхоспазм, стенки бронхов воспаляются и отекают, секреция бронхиальной слизи становится патологически интенсивной, – в результате всего перечисленного воздухоносный просвет резко сужается.
Астматический приступ протекает с мучительным удушьем, кашлем, чувством непроходимой тяжести в груди, часто с паникой и страхом смерти, невозможностью набрать воздух в легкие, судорожным стридорозным дыханием (громкое, шумное дыхание с отчетливым свистящим призвуком из-за возникшей турбулентности воздушного потока). Важно отметить, что спастическая обструкция дыхательных путей развивается остро, но, как правило, не внезапно: «опытный» больной хорошо знает, чем, – в его конкретном случае, – можно спровоцировать приступ, каковы предвестники и какие шаги должны быть предприняты в попытке его предотвратить.
Распространенность бронхиальной астмы варьирует от страны к стране в сотни раз, – причем больных в развитых странах, как правило, больше, чем в развивающихся, а лиц мужского пола примерно вдвое больше, чем женского (но только в выборках до 30-летнего возраста, после чего соотношение полов выравнивается), – поэтому корректность глобального усреднения сомнительна. Тем не менее, большинство авторитетных источников (ВОЗ в том числе) оценивают распространенность астмы в общей популяции на уровне 4-5% (по другим данным, до 10%) при сравнительно высокой летальности (у детей порядка 1%, у взрослых – 3-5%). В целом, эпидемиологические аспекты изучены достаточно хорошо (чего не скажешь об этиопатогенетических, которые по сей день во многом неясны). С 1980 годов отмечается рост заболеваемости, что связывается с увеличением числа и значимости факторов риска. Одной из тех проблем, которые в последние годы находятся в центре внимания клиницистов и научно-исследовательского сектора, является специфическая и, вместе с тем, достаточно распространенная проблема бронхиальной астмы у женщин в период гестации (вынашивания беременности).
2.Основные положения
Суть главного, для многих семей очень острого, а подчас и мучительно-неоднозначного вопроса, возникающего при планировании или наступлении беременности у страдающей БА женщины, формулируется очень кратко: можно или нельзя? Бытуют представления о том, что наличие бронхиальной астмы в анамнезе является абсолютным противопоказанием к беременности и родам, а если болезнь манифестирует уже в период беременности, последняя должна быть искусственно прервана. Подобные идеи столь же иррациональны, сколь и живучи, по крайней мере у части населения. Специалистами же вопрос так даже не ставится.
Другое дело, что БА и беременность рассматриваются как потенциально взаимоотягчающие состояния, что требует внесения существенных корректив как в режим ведения беременности гинекологом-репродуктологом (в частности, к сопровождению обязательно привлекаются профильные специалисты), так и в образ жизни самой беременной.
Согласно публикуемым оценкам, ситуация «БА и беременность» в мире регистрируется с частотой 1-4%, в Российской Федерации – 0,5-1%. Не касаясь достоверности этих сведений, отметим, что утяжеление, облегчение и отсутствие каких-либо изменений в протекании астмы являются при беременности равновероятными тенденциями и встречаются, если игнорировать статистические разбросы, примерно с одинаковой частотой (1:3). Известно также, что вероятность неблагоприятного разрешения беременности у женщин с БА значимо не превышает аналогичные риски в отсутствие астмы, – однако лишь при условии, что оказывается постоянная и адекватная терапевтическая поддержка (ни в коем случае не отмена лечения, которое, в целом, продолжается по стандартному протоколу), а сама беременная и ее ближайшее микросоциальное окружение соблюдают все врачебные предписания.
3.Основные риски и методы их снижения
Отсутствие терапевтического контроля астмы при беременности создает серьезную угрозу как для женщины, так и для плода. Подчеркнем этот тезис особо: не сама по себе астма, а отсутствие контроля.
В частности, повышается вероятность развития преэклампсии, – синдрома выраженной артериальной гипертензии беременных с риском поражения плаценты, печени, почек и ЦНС. Может быть спровоцирован или утяжелен ранний токсикоз, выше риск преждевременных или осложненных родов, перинатальной смерти. Постоянная или частая гипоксия может стать причиной задержек внутриутробного развития, недостаточной массы тела новорожденного.
Необходимо постоянно отслеживать состояние функций внешнего дыхания и уровня оксигенации крови матери, а также динамику внутриутробного развития плода; с этой целью, особенно в случае частых приступов, рекомендуются повторные УЗИ.
Крайне важно исключить, без каких-либо оговорок или компромиссов, любые факторы-триггеры и провокаторы, а именно:
- пассивный контакт беременной с табачным дымом;
- антисанитарию и запыленность помещений;
- злоупотребление средствами бытовой химии;
- игнорирование аллергической предрасположенности беременной, например, к сезонным аллергиям;
- негативные психоэмоциональные нагрузки;
- бесконтрольный прием каких бы то ни было медикаментов.
Необходимо также принять все принципиально возможные меры по снижению риска ОРВИ. Вакцинация против гриппа обязательна.
Особо важной частью ведения в данном случае выступает диагностика и лечение заболеваний и состояний, могущих обостриться в связи с беременностью, например, гастроэзофагеального рефлюкс-синдрома.
4.Лечение
Какие бы то ни были рекомендации или даже общие сведения касательно медикаментозной терапии и/или поддержки – в данном случае совершенно исключены. Любые назначения, включая «безобидные и всегда полезные витамины» (что далеко не так), должны тщательно продумываться, обосновываться, рассчитываться и дозироваться врачом. Только в этом случае безопасность приема ингаляционных кортикостероидов, антигистаминных средств, бронходилататоров и любых других препаратов будет контролируемой и минимальной.