1.Общие сведения
Нозологическая формулировка «экзогенный аллергический альвеолит» может показаться пугающе-сложной; во избежание этого, разберем ее «под микроскопом» в двух разных аспектах – анатомическом и терминологическом.
Воздухозаборной частью дыхательной системы человека будем считать носо- и ротоглотку; входом в висцеральную, внутреннюю часть (нижние дыхательные пути) – трахею, которая нисходит от гортани и на уровне 4-5 позвонков разделяется на два главных бронха.
Каждый из главных воздухоносных каналов далее образует множество ветвлений, что в совокупности напоминает перевернутое кверху стволом дерево (без листвы или хвои). Оконечные, самые тонкие «ветки» называются уже не бронхами, а, в уменьшительном смысле, бронхиолами. Бронхиолы, в отличие от бронхов предыдущих порядков, лишены хрящевого каркаса и сопрягаются с важнейшими, в то же время мельчайшими газообменными ячейками легких – альвеолами (лат. «вогнутый пузырек», «впадинка»). У человека в одном легком насчитывается около трехсот миллионов альвеол.
Альвеолит, согласно принципам образования медицинских терминов, должен пониматься как воспаление альвеол. Аллергический альвеолит, – значит, обусловленный болезненной чувствительностью организма к какому-либо конкретному веществу или фактору. Наконец, уточнение «экзогенный» указывает на то, что этот фактор по отношению к организму является внешним, он действует или попадает извне. По сути, это уточнение – лишнее, поскольку любая аллергия по определению экзогенна, а гиперчувствительность к внутренним факторам называется иначе: аутоиммунными реакциями или заболеваниями. Следует добавить также, что обусловленное гиперчувствительностью воспаление в данном случае охватывает не только альвеолы, но и бронхиолы, – чтобы отразить этот факт в формулировке диагноза, заболевание пришлось бы назвать, например, альвеобронхиолитом.
Экзогенный аллергический альвеолит (иногда пишут «пневмонит гиперчувствительности», не путать с пневмонией) неофициально называют болезнью фермеров или болезнью органических пылей. Как и гораздо более известная сенная лихорадка (поллиноз), экзогенный аллергический альвеолит обнаруживает определенную сезонность и поражает (особенно в дождливую погоду) 4-8% лиц, занятых сельскохозяйственными работами. Однако это не единственная группа риска.
Заболевание впервые было описано менее ста лет назад (в 1932 году), в пересчете на генеральную совокупность землян встречается с частотой примерно 0,05% и остается объектом изучения. Специалисты выделяют ряд клинических форм, именуемых, как правило, образно и этиологически метко: «легкое тромбониста», «секвойоз», «легкое лаборанта», «легкое работника сауны», «багассоз» (в дословном переводе «сахарно-тростникоз»), «субероз» (досл. «пробкоз»), «болезнь соломенных крыш», «пневмонит металлообрабатывающих жидкостей» и мн.др.
2.Причины
Как следует из вышесказанного, суть экзогенного аллергического альвеолита состоит в бурной реакции иммунной системы, избирательно гиперчувствительной по отношению к мелкодисперсным пылевым взвесям во вдыхаемом воздухе. Если человек, в прочих отношениях практически здоровый, часто или постоянно находится в подобных условиях, вероятность развития у него пневмонита гиперчувствительности достигает 10-15%.
Поначалу считалось, что аллергическую реакцию вызывает преимущественно органическая составляющая воздушной пыли: микроскопические грибные споры, частички птичьего помета, невидимые глазу клещи домашней пыли и продукты их жизнедеятельности, древесная пыль, микрочастицы на производстве пива, табачных изделий, муки и любой другой продукции, требующей измельчения высушенного растительного сырья. Однако по мере развития аллергологии накапливалось все больше фактов в пользу обобщающей концепции: нет такого вещества, которое для кого-то не стало бы аллергеном. Сегодня пневмониты гиперчувствительности диагностируются у работников горнорудной и химической промышленности, лакокрасочных и металлообрабатывающих предприятий, манипуляционных кабинетов («легкое медсестры»), бензозаправок, мебельных магазинов и мн.др. Как и при других аллергиях, сенсибилизации к органическому или неорганическому аллергену очень способствуют повторные, частые или постоянные с ним контакты: на иммунную систему это производит примерно такой же эффект, какой производило бы на кожу рук ношение перчаток из наждачной бумаги.
3.Симптомы и диагностика
Встречаются различные типы течения экзогенного аллергического альвеолита: от острых или подострых приступов до хронического аллергического статуса с тлеющей и периодически разгорающейся клиникой.
Картина острого альвеолита гиперчувствительности напоминает симптоматику ОРВИ: многие пациенты отмечают мышечно-суставные боли, общее недомогание, озноб, головную боль, торакалгию (боль в груди) и чувство тяжести, отхаркивающий кашель, иногда с примесью крови в мокроте. При исключении контакта с аллергеном симптоматика постепенно редуцируется, но с каждым возобновлением может оказываться все более тяжелой.
Хронический аллергический альвеолит чреват прогрессирующей сердечно-легочной недостаточностью со всеми характерными для нее симптомами: одышкой, постоянным кашлем, затрудненным дыханием, гипертензией, синдромом «барабанных палочек и часовых стекол» (деформация конечных пальцевых фаланг и ногтевых пластин), цианотичностью кожных покровов и пр. При длительном (десять и более лет) течении практически у всех больных развиваются серьезные осложнения: три четверти пациентов страдают хроническим бронхитом, каждый четвертый – эмфиземой легких.
Диагностика требует детального изучения анамнеза, – прежде всего, важны условия проживания и трудовой деятельности, возможная связь приступов с конкретными ситуациями, перенесенные в прошлом аллергические реакции и т.п. Проводится внешний осмотр, аускультация, спирометрические пробы, рентгенография легких, КТ, в некоторых случаях бронхоскопия. Из лабораторных данных наибольшее значение имеют иммунологические показатели крови и мокроты, полученной путем бронхоальвеолярного лаважа (смыва).
Крайняя неспецифичность клинической картины и ее нестойкость при прекращении действия аллергена создают высокую вероятность дифференциально-диагностических ошибок. Можно предполагать, что диагноз «экзогенный аллергический альвеолит» устанавливается многократно реже, чем это состояние встречается на самом деле.
4.Лечение
Первоочередной мерой всегда должно становиться полное исключение контакта с аллергеном. Во многих случаях этого достаточно (без какого-либо лечения) для нормализации состояния и функционирования дыхательной системы. В более сложных случаях, когда прекращение контактов с аллергеном является невозможным или проблематичным, – например, потому, что это требует определенного времени, смены профессии и/или места жительства, – либо же когда симптоматика принимает выраженный или угрожающий характер, назначается медикаментозная терапия.
Стандартные антигистаминные и десенсибилизирующие средства в данном случае малоэффективны; методом выбора является длительное, в течение месяца или более, введение глюкокортикостероидных гормонов в постепенно снижающихся (до полной отмены) дозировках.