1.Общие сведения
Термин «острый живот» в отечественной медицине появился и стал общеупотребимым к середине ХХ века, после публикации в 1940 году перевода монографии французского хирурга Анри Мондора о неотложной гастроэнтерологической диагностике.
Ниже используется и другое образное выражение из книги А.Мондора: «брюшная катастрофа».
Речь идет о жизнеугрожающем состоянии, при котором прогноз находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно вызвана и оказана неотложная медицинская помощь. Статистико-аналитические исследования неоднократно подтверждали, что связанная с состоянием острого живота летальность возрастает в несколько раз, даже если промедление по тем или иным причинам составляет около суток.
Необходимо признать, что в больших городах ситуация в этом плане пока значительно лучше, чем на периферии.
2.Причины
Острый живот как особый патологический статус может развиться вследствие гастроэнтерологических заболеваний, их прогрессирования и обострения, или же по причинам, непосредственно не связанным с болезнями ЖКТ.
Так, к числу гастроэнтерологических заболеваний, которые чаще всего обусловливают развитие острого живота, относятся:
- прободная язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
- гнойный острый аппендицит;
- флегмонозный холецистит с прободением стенок желчного пузыря;
- непроходимость кишечника;
- острый панкреатит;
- ущемленная грыжа,
Достаточно часто причиной брюшной катастрофы выступают тяжелые гинекологические заболевания и осложнения, прежде всего внематочная беременность и поликистоз яичника с разрывами кист или перекрутом их ножек, а также механические разрывы селезенки, кишечника, мочевого пузыря при тупой или проникающей абдоминальной травме.
В ряде случаев состояние острого живота развивается вслед за тромбозом или прорывом аневризмы (с массивным внутренним кровотечением в брюшной полости) в брыжеечных кровеносных сосудах или брюшном отделе аорты.
3.Симптомы и диагностика
Существуют четкие критерии и диагностически значимые признаки острого живота. В частности, к облигатным симптомам относится неконтролируемое больным спастическое мышечное напряжение передней брюшной стенки, особенно выраженное в области «катастрофы», и гиперчувствительность кожи живота.
Другим обязательным признаком служит интенсивный болевой синдром, который, однако, не всегда достигает экстремальной выраженности. В зависимости от этиологии, боль может быть не кинжальной, а вполне терпимой, тупой, волнообразной, – что в подобных случаях нередко и приводит к фатальному выжиданию вместо немедленного обращения за помощью.
Сам пациент, а также лица, оказывающие доврачебную помощь, должны трактовать как очень тревожный признак вздутие живота, отсутствие перистальтики и позывов к выходу газов из кишечника.
Следует также обязательно обратить внимание на общее состояние больного (обычно оно прогрессивно ухудшается), сухость во рту, ускоренный пульс, болезненность вдоха-выдоха, которая вынуждает пациента дышать часто и поверхностно. Очень характерна для острого живота т.н. маска Гиппократа – землисто-бледное осунувшееся лицо с заострившимися чертами и застывшим выражением страдания.
Прибывшие медработники применяют стандартные диагностические протоколы и критерии дифференциальной диагностики: предполагаемый острый живот может и не подтвердиться, поскольку многие заболевания и состояния в той или иной степени имитируют типичную симптоматику. В частности, необходимо исключить нижнедолевой плеврит или пневмонию, инфаркт миокарда и иные факторы острой сердечной недостаточности, почечную колику и т.п. Оперативный и по возможности детальный сбор анамнеза должен исключить также перелом костей таза, ребер, позвоночника. Производится внешний осмотр, пальпация и аускультация, причем очень важно предварительно успокоить больного и, кроме прочего, перед пальпацией согреть руки (если помощь оказывается в холодное время года), чтобы максимально объективизировать клиническую картину и предотвратить непроизвольную аггравацию (утрирование симптоматики). Вообще, от квалификации, опыта, тактильной чувствительности и навыков врача зависит очень многое. При диагностике предполагаемого острого живота у маленьких детей или лиц с аномальной массой тела показано пальцевое исследование через влагалище или заднепроходное отверстие (если пациент мужского пола) – осторожная пальпация с таким доступом зачастую является наиболее информативным диагностическим приемом и приносит решающие аргументы.
Следует отметить, что широко распространенное мнение о недопустимости доврачебного применения анальгетиков в такой ситуации (чтобы не «смазать» симптоматику) является преувеличенным и бездоказательным: анализ клинической картины всегда является комплексным, включая не только субъективные болевые ощущения.
Все необходимые, в данном конкретном случае, дополнительные методы диагностики, лабораторные и инструментальные, производятся в срочном порядке непосредственно после госпитализации, – если на это остается время, учитывая состояние больного.
4.Лечение
Почти все случаи острого живота создают абсолютные показания к неотложному хирургическому вмешательству. В настоящее время стандарт оказания помощи, базирующийся на обширном статистическом материале, требует принятия и реализации решения в сроки, не превышающие шести часов с момента появления диагностически значимой симптоматики.
Поэтому нелишне еще раз напомнить, что в любой ситуации и любой местности, при любых отказах и любой диссимуляции (умышленном сокрытии ощущений) со стороны больного, – который до возникновения характерных для острого живота симптомов мог быть каким угодно крепким и здоровым, – а также при любых сомнениях у родственников, фактор времени является критически важным, и чем быстрее будет оказана помощь, чем выше шансы избежать летального исхода. Вопрос должен ставиться именно в такой формулировке.