1.Общие сведения
Трудно представить себе более благоприятную для инфекционно-воспалительных процессов среду, чем слизистые оболочки влагалища. Действительно, постоянная влажность, ограниченный доступ воздуха, близость уретры и ануса, не говоря уже о менструальных гормонально-физиологических встрясках и бесчисленных инфекционных опасностях половой жизни – все это делает влагалище очень уязвимым для всевозможных инвазий. Существует масса вариантов воспалений женской половой системы, и вызываться они могут практически любыми микроорганизмами, будь то грибки, бактерии, вирусы, простейшие и т.п. Собирательный термин «вагинит» обобщает различные воспалительные процессы в слизистой оболочке влагалища, и такое воспаление считается наиболее распространенной причиной внепланового обращения к гинекологу.
Но в тему статьи, помимо явного указания на бактерии как на источник проблем, вынесен другой термин: не «вагинит», а «вагиноз». Это не синоним и не опечатка, это принципиально иной диагноз.
В норме влагалищный гомеостаз (постоянство условий) не является таким уж беззащитным. Поддерживается определенный кислотно-щелочной баланс, и главную роль здесь играют лактобациллы (палочки Дедерлейна) – особый род молочнокислых бактерий, который существует в симбиозе с женским организмом и служит естественной защитой от патогенных микроорганизмов. Эта бактериальная культура составляет, в среднем, около 95% всей влагалищной микрофлоры. При внешних или внутренних негативных воздействиях эта пропорция может существенно измениться, и тогда рушится гомеостаз, нарушается функционирование, появляются многочисленные и очевидные признаки неблагополучия.
Однако собственно воспалительной реакции (которая в подобном случае, казалось бы, неизбежна) при этом может и не быть. Иными словами, вагинальный «дисбактериоз» есть, а инфекционно-воспалительного процесса, т.е. вагинита – нет.
Именно такое состояние диагностируется как бактериальный вагиноз.
Статистическая распространенность зависит от ряда факторов (прежде всего, от гормонального статуса и сексуальной активности) и в различных возрастных категориях женщин варьирует в диапазоне 5-70%.
2.Причины
Этиопатогенез, т.е. механизм развития бактериального вагиноза, принято называть сложным: лактобактерии вытесняются множеством других микроорганизмов (до двух сотен видов), лидирующее положение среди которых обычно занимает вагинальная гарднерелла. Непосредственные причины и пусковые факторы на сегодняшний день не прояснены, и бактериальный вагиноз относят к полиэтиологическим (многопричинным), полимикробным, идиопатическим (неуточненно-индивидуальным) патологическим состояниям. Однако некоторые факторы риска, повышающие вероятность развития бактериального вагиноза, установлены вполне достоверно:
- - урогенитальные инфекции в анамнезе;
- - бессистемный и безответственный прием антибиотиков (вообще, самолечение антибиотиками является глобальной и одной из наиболее острых проблем для современной медицины);
- - оральная контрацепция;
- - продолжительная контрацепция внутриматочной спиралью;
- - сексуальная неразборчивость, склонность к промискуитету и экспериментированию в данной области;
- - слишком частые спринцевания;
- - посещение бассейнов, саун, аквапарков и т.п.;
- - носительство половым партнером(ами) патогенных микроорганизмов.
По всей вероятности, с накоплением исследовательских данных этот перечень, как и представления о причинах и закономерностях бактериального вагиноза, будет расширяться.
3.Симптомы и диагностика
Симптомокомплекс, специфический исключительно для бактериального вагиноза и не встречающийся при иных заболеваниях, на сегодняшний день не выделен и не описан. Однако классическим признаком считаются скверно пахнущие влагалищные выделения, обычно того или иного серого оттенка, которые субъективно идентифицируются пациенткой как неестественно, аномально обильные. Цвет, вязкость и другие характеристики выделений значительно варьируют и, кроме того, могут меняться у одной и той же женщины под действием ряда факторов.
Большинство современных женщин любого возраста, особенно в развитых странах, проявления вагиноза воспринимают как ситуацию, неудовлетворительную со всех точек зрения, – от гигиенической до психосексуальной, – с чем и обращаются к наблюдающему гинекологу. Дополнительные жалобы (боль, раздражение, диспареуния, учащение мочеиспускания и т.п.), если даже они есть, обычно оказываются следствием коморбидной или фоновой урогенительной патологии.
В других случаях описанные проявления не воспринимаются женщиной (а также ее партнером) как нечто патологическое, и обнаруживаются врачом, например, при профилактическом осмотре. В отдельных регионах бактериальный вагиноз вообще не считается заболеванием и в этом качестве не регистрируется. Между тем, в свете имеющихся исследовательских результатов такой подход является глубоко ошибочным: доказано, что бактериальный вагиноз способен осложняться, провоцировать или способствовать ряду опасных процессов и состояний, в т.ч. эндометрита, бесплодия, спонтанных абортов, недоношенности и мн.др.
Диагноз устанавливается клинически и лабораторно (измерение рН влагалищной среды, микроскопия клеток в мазке, анализ состава микрофлоры).
4.Лечение
Первым обязательным этапом является антибиотическая терапия; препаратами выбора считаются производные имидазола (метронидазол, секнидазол и т.д.). Практикуется также применение пребиотиков, т.е. веществ, создающих благоприятные условия и способствующих восстановлению естественной пропорции в микрофлоре за счет стимуляции роста палочек Дедерлейна, активность которых была угнетена патогенными факторами. Непосредственное «заселение» молочнокислых бактерий во влагалище является дискутабельным методом с неподтвержденной эффективностью.
Даже при своевременной адекватной терапии риск рецидива остается достаточно высоким (обычно указывается 50%-ная вероятность). Вместе с тем, пренебрегать симптоматикой бактериального вагиноза нельзя: это состояние является однозначно патологическим и потому подлежит лечению (для беременных – строго обязательно, во избежание мертворождения, преждевременных родов и других тяжелых осложнений).