1.Общие сведения
Ситуация с прионными белками, – открытие которых группой С.Прузинера (1982) было впоследствии удостоено Нобелевской премии, – во многом напоминает тот переворот в научном и, в частности, медицинском мышлении, который несколько раньше был произведен открытием вирусов. Как и в случае с вирусами, удалось объяснить механизм развития ряда заболеваний, до той поры известный лишь на гипотетическом уровне. Как и в отношении вирусов, до сих пор ведутся принципиальные научные дискуссии: рассматривать ли прионы как особую, переходную форму жизни или как редчайший биохимический феномен.
Прионы – особый вид белка, способный в точности редуплицировать свои молекулы за счет трансформации других белков, обладающих сходной структурой. Таким образом, при попадании прионов в живую ткань ее строение постепенно меняется: непрерывно протекающие на молекулярном уровне биохимические реакции увеличивают содержание прионной фракции и сокращают число интактных, неповрежденных клеток. В результате специализированная на выполнение каких-либо функций паренхима, – обычно это святая святых центральной нервной системы, т.е. вещество головного мозга, а также другие нейронные ткани, – превращается в нечто вроде губчато-пористой отмершей органической массы, что и дало название всей этой группе нейродегенеративных процессов: трансмиссивная спонгиоформная (губчатая) энцефалопатия.
Прионные заболевания поражают как животных (достаточно вспомнить масштабные вспышки эпидемий коровьего бешенства, овечьей почесухи и т.п.), так и человека. Болезнь Крейтцфельдта-Якоба, – не единственная, но наиболее известная и распространенная из губчатых прионных энцефалопатий человека (свыше 80%), которая впервые была описана около 100 лет назад и исчерпывающее объяснение получила только с открытием белков-прионов.
Как и другие известные формы нейродегенерации, болезнь Крейтцфельдта-Якоба на сегодняшний день неизлечима, но ее особенностью является значительно более быстрое и злокачественное течение: 80-90% пациентов погибают в течение первого года от начала заболевания, и лишь единицы проживают более двух лет с момента манифестации. Проблема осложняется тем, что прионные белки чрезвычайно устойчивы и, в отличие от патогенных микроорганизмов, сохраняют свои губительные свойства как при обычной стерилизации, так и при интенсивных физических воздействиях (напр., жесткое излучение).
2.Причины
Следует отметить, что на сегодняшний день выделяют четыре основные формы заболевания, и в основе такой классификации лежит этиологический (причинный) критерий.
Классическая форма болезни Крейтцфельдта-Якоба обусловлена спонтанным возникновением прионов в организме; обычно это происходит в пожилом возрасте и встречается с частотой всего несколько случаев на миллион населения.
Невысокая, но статистически значимая вероятность повторных случаев заболевания в рамках одной семьи заставляет выделять наследственную форму прионной трансмиссии (передачи).
Ятрогенная форма предполагает случайный занос прионного материала во время хирургических операций и прочих процедур и манипуляций медицинского характера.
Наконец, с 1995 года отдельно рассматривают т.н. «новый вариант», который регистрируется, в основном, у молодых лиц в Великобритании и, по аргументированным предположениям специалистов, является прямым следствием потребления содержащей прионы говядины.
3.Симптоматика, диагностика
Классический, ятрогенный и наследственный типы характеризуются быстрым нарастанием поведенческих и когнитивных (память, внимание и т.д.) нарушений, полиморфными эпилептическими припадками, расстройствами координации движений, зрения, мышечного тонуса. Для первых стадий при «новом варианте» болезни Крейтцфельдта-Якоба характерно преобладание аффективных (эмоционально-волевых) расстройств, – депрессивных, апатико-абулических, – а также утрата массы тела и явления атаксии (нарушения координации движений и пространственной ориентации).
Однако важно понимать, что все формы являются дементирующими (ослабоумливающими), сопровождаются быстро и неуклонно прогрессирующей неврологической и психиатрической симптоматикой, утратой способности к элементарному самообслуживанию, – и результируют летальным исходом.
Разработаны и применяются четкие клинико-диагностические критерии в отношении болезни Крейтцфельдта-Якоба во всех ее формах. Дополнительное обследование включает, как правило, электроэнцефалографию, методы томографической визуализации, нейропсихологическую диагностику, специфические анализы крови и ликвора; в отдельных случаях и только при наличии информированного согласия производится биопсия вещества головного мозга. Однако наиболее полные и однозначные ответы дает лишь патоморфологическое посмертное исследование.
4.Лечение
Терапия при болезни Крейтцфельдта-Якоба на сегодняшний день всегда и везде (включая широко рекламируемые западные клиники) носит симптоматический, сугубо паллиативный характер. По мере возможностей устраняются или смягчаются явления двигательной и координаторной недостаточности, назначаются препараты, способные в какой-то степени тормозить распад когнитивных функций (напр., ноотропы), снижать частоту эпи-приступов, корригировать поведенческие и аффективные нарушения.
Однако стратегию подлинно этиопатогенетического лечения, которое блокировало бы воспроизведение прионных молекул фармакологическими или собственными иммунными средствами организма, еще предстоит разработать. В научно-исследовательских центрах развитых стран предпринимаются значительные усилия в этом направлении, – и приносят первые результаты из числа тех, которые в науке принято осторожно называть обнадеживающими.