1.Общие сведения
Выражения «плохая память», «нарушения памяти», «память слабеет» неспециалисту кажутся интуитивно понятными и самоочевидными. В действительности же такие обороты не несут практически никакой диагностической информации, пока не будут уточнены и конкретизированы. «Забываю», «не запоминаю», «не могу вспомнить», «вертится на языке», «путаю даты и события», «вспоминаю то, чего не было» – это нарушения совершенно разных функций и разных аспектов такого сложного феномена, как человеческая память. В науках психоневрологического ряда выделяют множество четко разграниченных видов памяти (кратковременная, долговременная, произвольная, ассоциативная, вкусовая, музыкальная, символьная и т.д.), ее функциональных характеристик (объем, прочность и пр.) и отдельных режимов: фиксация (запоминание), ретенция (удержание), актуализация (извлечение из фонда долговременной памяти), репродукция (воспроизведение), распознавание, удаление информации (утративших всякую актуальность образов и сведений, ненужных подробностей и т.п.). Соответственно, любая из этих функций, как и любая их комбинация, при различных внешних и внутренних условиях жизнедеятельности организма может обостряться, ослабевать, срабатывать ошибочно или вовсе, как говорят на профессиональном сленге, «выпадать», т.е. отключаться полностью.
О том, как именно организована память человека и как она функционирует (в норме и патологии), на сегодняшний день известно далеко не все. Однако в неврологии, психологии, психиатрии, нейрофизиологии достигнуты значительные успехи в этом направлении; вскрыты, описаны и объяснены многие ключевые тенденции и закономерности работы памяти (закон Рибо, феномен Зейгарник, «параллелограмм развития памяти» Леонтьева и пр.). Плодотворные мультидисциплинарные исследования продолжаются по всему миру. Вместе с тем, жалобы на нарушения памяти остаются наиболее распространенными и часто звучащими на первичном приеме у психоневрологов (невропатологов) – наряду со столь же многоаспектными и обманчиво-очевидными симптомами, как головная боль, головокружение, предобморочное состояние и т.п.
2.Причины
К внешним причинам усиления или ослабления тех или иных функций памяти относятся ситуационные, мотивационные, эмоциональные, экологические факторы (напряженная работа над какой-либо задачей, опасность, творческий подъем, житейские сложности, переутомление, депривация сна, изменения состава воздуха, дефицит или избыток определенных веществ в питьевой воде, зашумленность и мн.др). К внутренним причинам можно отнести бесчисленные заболевания, в клиническую картину которых входят нарушения памяти: психические расстройства, органические поражения головного мозга, врожденные аномалии, атрофические процессы, нарушения мозгового кровообращения, возрастные изменения, опухоли, воспаления, черепно-мозговые травмы, эпилепсия, шейный остеохондроз, анемия, эндокринные заболевания, гастроэнтерологическая патология и т.д., а также случайные или добровольные интоксикации (алкоголь и другие нейротропные яды, курение, прием определенных групп медикаментов, работа на вредных производствах).
3.Симптомы и диагностика
Одно лишь перечисление терминов, обозначающих различные варианты и клинические формы расстройств памяти, заняло бы несколько страниц. Каждый из таких феноменов, как гипермнезия (болезненное, апродуктивное обострение памяти одновременно с ускорением темпа мышления и неустойчивостью внимания), гипомнезия (снижение основных функций), дисмнезия (неустойчивость, нестабильность работы памяти), амнезия (полное выпадение какого-либо участка в хронологии пережитых событий), парамнезия (ложные воспоминания) – имеет массу существенно различающихся вариантов, каждый из которых обладает собственной клинической и диагностической значимостью. Так, в парамнестических нарушениях выделяют псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, симптомы дежа вю, дежа антандю, дежа фаит и т.п. (соотв. «уже виденное», «уже слышанное», «уже сделанное» и другие аналогичные, равно как и противоположные феномены, напр., жаме вю – восприятие привычных объектов как «незнакомых», «никогда раньше не виденных»). Амнезия может быть ретроградной, конградной, антероградной (в зависимости от того, какой именно период выпадает из памяти), а по происхождению – истерической, атрофической, аффективной (т.н. «физиологический» или «патологический» аффект, имеющий значение в судебно-экспертной практике), и т.д.
Однако важны, разумеется, не сами по себе названия патологических феноменов. Напротив, специальная терминология, чаще всего употребляемая «подготовленными» (благодаря интернету) пациентами в неверном или расплывчатом значении, может очень затруднять постановку правильного диагноза и отнимать время на конкретизацию. Гораздо разумнее будет заранее продумать жалобы «на память», которые затем будут предъявляться на приеме: что именно забывается, как давно замечаются такие трудности, от каких факторов предположительно зависят, постепенно прогрессируют или периодически обостряются, и т.п. Например, широко распространенный феномен «верчения на языке» (когда человек мучительно вспоминает и не может припомнить нужное слово, заведомо ему известное и даже звучавшее совсем недавно, а потом вдруг это слово спонтанно «всплывает» в памяти, когда нужды в нем уже нет) многие первичные пациенты вообще считают обычным и нормальным явлением. Между тем, это не норма, а именно симптом, достаточно типичный для сосудистой патологии головного мозга и потому подлежащий обязательному упоминанию в разговоре с врачом-невропатологом (если человек первично обращается именно к этому специалисту).
По результатам тщательного клинического интервью, анализа жалоб и анамнестических сведений, стандартного неврологического осмотра – назначается инструментальное обследование (как правило, ЭЭГ, допплерография, МСКТ-ангиография, МРТ), лабораторные клинические анализы, а также, по мере необходимости, консультации профильных специалистов (психиатра, эндокринолога и т.д.). Следует заметить, что развитой методологией диагностики нарушений памяти располагает отечественная медицинская психология (прежде всего, нейропсихология как один из разделов), и экспериментально-психологическое обследование нередко оказывается более точным и информативным в сравнении с результатами, полученными при применении сложной аппаратуры.
4.Лечение
Безусловно, главной мишенью терапевтической стратегии всегда становится не память как таковая, а причины и факторы, обусловившие ее дисфункцию, – как того и требуют этиопатогенетические принципы современной медицины. В одних случаях назначаются стимуляторы нейрометаболизма (ноотропы) и мозгового кровообращения, витаминные комплексы, гипотензивные средства и т.п. – строго по индивидуальным показаниям. Самодиагностика и самолечение здесь очень опасны и могут привести к прямо противоположным результатам по сравнению с тем, как те же самые лекарства помогли «укрепить память» соседу, родственнику, знакомому или автору сообщения на веб-форуме.
В других случаях достаточно нормализовать привычный образ жизни, режим дня, график нагрузок и отдыха. К таким неожиданным, на первый взгляд, предписаниям, как диета, санаторно-курортное лечение, ЛФК или немедленный отказ от вредных привычек, следует отнестись очень серьезно: зачастую при коррекции слабеющей памяти именно эти рекомендации оказываются наиболее эффективным терапевтическим средством.
Наконец, в некоторых ситуациях результаты диагностического обследования ставят вопрос о нейрохирургическом или сосудисто-хирургическом вмешательстве: нарушения памяти могут оказаться лишь «верхушкой айсберга» и одним из симптомов значительно более серьезной патологии. Поэтому при появлении очевидных, заметно сказывающихся в быту или на работе проблем с памятью следует обязательно и без промедления обратиться к врачу.