1.Общие сведения
Под памятью мы подразумеваем способность человеческого мозга к рецепции и фиксации (восприятию и собственно запоминанию), ретенции (удержанию) и репродукции (произвольной актуализации в нужный момент) какой-либо информации. Под информацией, в свою очередь, понимается любой сигнал или совокупность сигналов о состоянии внешнего и внутреннего мира, о прошлом, настоящем и будущем этих миров, их изменениях (в самом широком смысле – от вселенского Большого Взрыва до небольшого перепада настроения у самого человека-носителя памяти).
Такой поток сообщений поступает в мозг постоянно и непрерывно; он требует не только регистрации, так сказать, технических сведений (даты, числа и прочие параметры), но и функционирования многих других видов памяти – цветовой, музыкальной, тактильной, эмоциональной и пр.; иными словами, т.н. «память сердца» – это на самом деле тоже память мозга. Соответственно, при таких объемах поступающей информации, какими обеспечивают нас органы чувств, внимание (способность фокусировать мыслительную деятельность и «луч» сознания на каком-либо экстернальном или интернальном объекте) и аналитические центры мозговой коры, – которые заняты извлечением значений, смыслов, выводов, прогнозов из информационного потока, т.е. переработкой информации, – память должна обладать целым рядом особых свойств и качеств, иначе она попросту перегрузится. Одним из важнейших таких свойств, наряду со способностью к фиксации-ретенции-репродукции, является селективность – избирательность памяти, благодаря которой в мозгу удерживается и хранится далеко не вся, а лишь необходимая информация, причем «фильтры», которые оценивают и реализуют такую необходимость, делятся на объективные (выработанные в ходе эволюции, – например, генетическое знание о том, что ползущую навстречу змею лучше обойти десятой дорогой, а прыгать вниз стоит лишь с безопасной высоты) и субъективные (имеющие персональное значение именно для данного человека, – например, ПИН-код к банковской карте или запах бабушкиных пирогов из далекого детства). Важным защитным механизмом памяти является также удаление длительно не используемых данных – совершенно аналогично тому, как по прошествии определенного времени автоматически удаляется спам из аккаунта электронной почты.
Организация и функционирование памяти, в целом, являются исключительно сложным (в числе наиболее сложных из всех известных человеку) феноменом, поскольку локализована эта метафункция в относительно малом объеме черепной коробки и действует благодаря сугубо биологическим, пока далеко не полностью изученным механизмам и принципам, в основе которых лежат электрохимические, нейротрансмиттерные, биохимические процессы, на создание и отладку которых у органической эволюции ушло, в общей сложности, несколько миллиардов лет (это не опечатка: именно миллиардов лет, а не миллионов, поскольку механизмы удержания и хранения какой-то элементарной информации закладывались, по-видимому, еще в самых первых макромолекулах, которые мы могли бы назвать живыми, – ибо без такого запоминающего, хранящего и актуализирующего блока сейчас живой материи не существовало бы вообще).
Очевидно, что при столь сложной организации и многофункциональности памяти в ней время от времени что-то ослабляется и восстанавливается, совершенствуется благодаря непрерывной тренировке и использованию – или разрушается, распадается под действием вредоносных факторов и неблагоприятных условий. Человеческую память как таковую изучает множество наук, – не только гуманитарных, но и сугубо технических, – однако медицину в первую очередь интересуют, конечно, патологические состояния и нарушения памяти в аспекте их причин, механизмов развития и возможностей коррекции.
По разным оценкам, в общей человеческой популяции теми или иными расстройствами и нарушениями памяти страдает от одной четверти до одной трети населения, однако оценки эти можно принять лишь как очень приблизительные, поскольку до сих пор у нас нет достаточно четких представлений о том, что это, вообще, такое – идеальная память человека, и почему она должна соответствовать именно тем нормативам, которые, по сути, мы сами же для нее и ввели.
2.Причины
Причины ослабления, искажения, полного выпадения или, наоборот, форсированного функционирования различных видов памяти поистине бесконечны, они простираются от обычной усталости или необычной влюбленности до малопонятных пока нейродегенеративных или нейрометаболических заболеваний. Однако если четко разделять расстройства памяти на ситуационные (транзиторные, т.е. такие, что быстро и бесследно исчезают при нормализации условий), с одной стороны, и сугубо патологические, с другой, то в качестве прямых или косвенных причин мнестических расстройств врачи чаще всего наблюдают:
- острые, приступообразные или хронические нарушения цереброваскуляции (кровоснабжения головного мозга) во всем их спектре, включая инсульты;
- употребление дурманящих снадобий любого действия и агрегатного состояния (включая тлеющую возгонку сушеных табачных листьев, для усиления канцерогенного действия пропитанных ароматизаторами и пропущенных, уже в виде отравляющего газообразного вещества, через химический обогатитель тяжелыми элементами, – т.н. фильтр);
- черепно-мозговые травмы, в т.ч. числе в отдаленном анамнезе (отдаленные последствия ЧМТ в ряде случаев тяжелее, чем непосредственные);
- атрофические, денегеративно-дистрофические, демиелинизирующие и прочие дементирующие (т.е. ослабоумливающие) процессы, вкл. возрастные и генетические заболевания;
- онкопроцессы в ЦНС;
- сугубо психические расстройства, в структуре которых нередко встречаются изменения функций памяти без доступного диагностике органического поражения ЦНС (амнезии, гипермнезии и т.д.);
- соматические факторы – гиповитаминоз, астенизация, наличие хронических заболеваний, перенесенные объемные хирургические вмешательства с массивной кровопотерей, и т.д.;
3.Симптомы и диагностика
В различных клинических дисциплинах (неврология, психиатрия, патопсихология) употребляются несколько разные классификации мнестических расстройств; эти классификации, как правило, очень обширны, разветвлены, и в полном объеме, – со всеми своими элементами и подтипами, – имеют реальное практическое значение лишь для специалистов.
Заметим лишь, что при наблюдаемом количестве вариантов и клиническом многообразии расстройств памяти для их изучения впору организовать отдельную медицинскую специальность, причем она получилась бы далеко не самой узкой.
К основным классам мнестических расстройств относятся:
- Амнезия. Выпадение из фонда долговременной памяти какого-либо хронологического отрезка или избирательного массива сведений, либо же неспособность больного фиксировать события, происходящие после определенного момента времени или события (напр., черепно-мозговой травмы). Соответственно, выделяют тотальную и лакунарную (частичную, фрагментарную) амнезию; ретроградную, фиксационную, антероградную, сочетанную. Специфической формой амнезии можно считать палимпсест (термин заимствован из археологии, где он означает очищенный для повторного применения пергамент, или же аналогичная б/у фреска) – полное выпадение памяти на события и собственные поступки, пережитые и совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Гипомнезия. Фактически, термин охватывает весь диапазон различных вариантов ослабления (не путать с полным отсутствием) памяти, включая разные ее модальности и разные степени выраженности нарушений.
- Гипермнезия. Феномен аномально обостренной памяти, чаще всего с апродуктивным ускорением, т.е. способность фиксировать или припоминать мельчайшие детали. На поверку оказывается своего рода «пробоем фильтра», что на общем уровне интеллектуальных и когнитивных функций сказывается отрицательно. Гипермнезия достаточно типична для маниакальной фазы биполярного аффективного расстройства и некоторых интоксикаций. Встречается также как истинная гиперфункция при некоторых видах тяжелой психопатологии – например, при той форме аутизма, когда больных не вполне политкорректно называют «гениальными идиотами».
- Парамнезии. В самом широком смысле слова, ложные воспоминания. Встречаются и в норме (формируются, как правило, под искажающим влиянием очень интенсивных эмоциональных или мотивационных факторов), но гораздо чаще входят в структуру различных психопатологических расстройств, – шизофрении, некоторых (не всех) атрофических процессов, хронического алкоголизма и т.д. Подразделяются на несколько существенно разных типов: псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии (дежа вю, дежа векю, дежа сю, дежа раконте и т.д.).
Наиболее информативной в плане диагностики мнестических нарушений, – если говорить о характере, степени выраженности, нюансах селективности, истощаемости, эмоционально-волевых и мотивационных составляющих, – является обширная и развитая методология медицинской (клинической) психологии, особенно нейропсихологической ее ветви.
Для подтверждения, исключения или уточнения органической, клеточно-тканевой природы расстройств памяти назначают инструментальные методы: томографию, рентген, ЭКГ, допплер-УЗИ, ангиографию и т.д.; для уточнения биохимических характеристик – лабораторные анализы.
4.Лечение
Терапия нарушений памяти как таковых – едва ли возможна. Терапевтической мишенью всегда является патологический процесс или состояние, которые привели к расстройству или ослаблению памяти, т.е. схема лечения определяется результатами диагностики. Иной вопрос заключается в том, что память (как общую, так и селективные ее виды) можно в значительной степени укрепить специальными упражнениями и постоянной тренировкой, о чем люди знают с глубокой древности. Достоверно доказано также, что оптимальная нагрузка на интеллектуально-мнестические функции обладает хорошим профилактическим эффектом в отношении пресенильных и сенильных атрофий головного мозга (болезни Альцгеймера, например).
На какие-либо «пилюли для памяти», особенно купленные под влиянием рекламно-гипнотической агрессии, уповать не стоит совершенно, – в лучшем случае, они безвредны. Следует понимать, что любые ноотропы, стимуляторы церебральной трофики, кровообращения и общей активности, протекторы когнитивных функций, – это препараты медицинского, а не самолечебного назначения. Назначает их только врач (и отнюдь не для «усиления» или «прокачки» памяти, а с целью замедления или приостановления процессов ее распада), он же должен контролировать динамику состояния, тогда как бесконтрольное применение таких препаратов может нанести центральной нервной системе серьезный ущерб.