1.Общие сведения
Вегетососудистая дистония (ВСД) – поистине легендарный диагноз. Это заболевание (а если говорить строго, то состояние, поскольку болезни такой не существует) доставляет массу проблем и теоретической медицине, и врачам-практикам, но главное – самим пациентам. Теоретическая проблема заключается в слишком широком объеме понятия ВСД: это один из тех диагнозов, куда охотно списываются все не слишком опасные, но не вполне понятные, неточно или неполно обследованные полисимптомные состояния.
В ныне действующей версии МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра) такого диагноза нет вообще, однако в странах СНГ он по-прежнему устанавливается, – наряду с не менее знаменитыми «дисбактериозом» или «энцефалопатией» (последнее звучит наукообразно, но в переводе означает всего лишь «патология мозга», т.е. не означает, фактически, ничего конкретного). Для практической медицины данное понятие создает соблазн и искушение поставить диагноз и назначить лечение (как правило, «беспроигрышными» препаратами, которые в любом случае пойдут на пользу, поскольку стимулируют, например, мозговое кровообращение или снимают избыточное психофизическое напряжение), ограничившись «исключающей» диагностикой, т.е. убедившись лишь в отсутствии новообразований и других органических изменений, которых при ВСД не должно быть по определению. Наконец, для пациентов вегетососудистая дистония означает вовсе не мнимое и не надуманное, а более чем реальное страдание из-за ряда симптомов, резко снижающих активность, работоспособность, настроение и общее качество жизни. Однако вероятность того, что на первичном приеме у невролога будет поставлен именно этот расплывчатый диагноз, по некоторым оценкам (возможно, слишком пессимистичным), достигает 40-70%. В одних случаях, – как правило, это пациенты подросткового и молодого возраста, – оправдывается надежда на то, что «с возрастом перерастет». В других, когда становится очевидной стойкость симптоматики, безуспешность разведочного лечения и бесперспективность выжидательной тактики, приходится начинать реальный поиск реальных этиопатогенетических причин. Это может оказаться делом долгим и дорогостоящим, причем без гарантии получения содержательных ответов. Рано или поздно ответы, конечно, будут найдены, однако зачастую их находят совсем не там, где искали.
2.Причины
Вглядимся в саму формулировку «вегетососудистая дистония»: а что, собственно, это значит в переводе с латыни? Вкратце, имеется в виду неустойчивость тонуса сразу двух систем: сосудистой и вегетативной нервной. Остановимся здесь немного подробней.
Вся жизнедеятельность организма управляется, контролируется и регулируется электрохимическим способом.
Эндокринная система (т.е. совокупность желез внутренней секреции) посредством усиления или приостановления выработки тех или иных гормонов (биоактивных веществ-регуляторов) непрерывно осуществляет т.н. нейрогуморальную регуляцию, то есть «тонкую подстройку» жизненных процессов с целью сохранения гомеостаза, постоянства внутренних условий (температура, давление, уровень кислотности и мн.др.). Приставка «нейро-» обусловлена тем, что верховный контроль принадлежит все-таки нервной системе, которая через сложнейшее сплетение рецепторов, проводников и их коммутационных узлов, во-первых, ежесекундно получает информацию о состоянии всех органов и тканей, а во-вторых, адаптирует организм к внешним условиям (посылая командные импульсы, в том числе, эндокринным железам). Какая-то незначительная часть регуляторных процессов подчиняется нашему волевому контролю, – например, мы можем аутогенно себя «взвинтить» и разволноваться до высокого давления, – однако абсолютное большинство подстроек происходит без участия сознания. Нервная система условно делится на две функциональные подсистемы – центральную (головной и спинной мозг) и вегетативную, она же автономная, она же висцеральная, она же… впрочем, важны не синонимы, а именно функции, выполняемые данным блоком. Вегетативная нервная система автономно и безусловно, независимо от сознания, сохраняет гомеостаз и контролирует работу всех внутренних (висцеральных) органов.
Теперь вернемся к вегетососудистой дистонии, или же к более удачно сформулированной части этого синдрома, т.н. «нейроциркуляторной дистонии», – и попытаемся представить себе хотя бы приблизительное количество (не суть, а именно количество) причин, под действием которых может расбалансироваться этот сложнейший, трудновообразимый (даже на современном уровне знаний и исследовательских технологий) контрольно-регулирующий комплекс. Верно: это число стремится к бесконечности. Однако ВСД, – понятие хоть и широкое, но все же не безграничное. Как указано выше, оно подразумевает отсутствие органических, материальных, измеряемых и доступных диагностике изменений на уровне клеток, тканей и органов. Иными словами, ВСД – следствие соматоформных расстройств, когда деятельность внутренних органов нарушается психическими или (чтобы звучало не столь пугающе) психологическими факторами. Говоря предельно кратко, причиной вегетососудистой дистонии является неотреагированное, не переработанное сознанием, не компенсированное механизмами психологической защиты стрессовое напряжение психики – как правило, хроническое. И одна из теоретико-терминологических сложностей в том и состоит, что это патологическое, нездоровое, напряженное состояние психики, в свою очередь, может быть обусловлено соматическим заболеванием (сахарным диабетом, язвенной болезнью, дерматитом и мн.др.).
3.Симптомы и диагностика
К клинической картине ВСД можно отнести сразу несколько крупных синдромов:
- астенический (в т.ч. в неврастеническом и астено-депрессивном вариантах) – слабость, утомляемость, стойкое снижение настроения и работоспособности, истероидные включения (эмоциональная неустойчивость, слезливость, склонность привлекать внимание к своим страданиям, ощущение непонятости, комок в горле и т.п.), сонливость или, наоборот, бессонница, или же парадоксальное сочетание того и другого;
- собственно вегетативный – приступы потливости, мышечного напряжения и/или тремора, гиперемии лица, нарушений кожной чувствительности, кровообращения в конечностях и т.п.; - гастроэнтерологический – всевозможные нарушения пищеварения и аппетита, дефекации и мочеиспускания, абдоминальные боли;
- сердечно-сосудистый – приступы тахикардии, неустойчивость АД, склонность к обморокам и полуобморочным состояниям, одышка, боли в области сердца и пр.;
- эндокринно-метаболический – возможен необъяснимый набор или, наоборот, утрата массы тела, расстройства менструального цикла или эректильной функции (в зависимости от пола), ухудшение состояния волос, ногтей и т.д.;
- неврологический – головные боли и головокружения, незначительные нарушения координации движений, ухудшение когнитивных функций.
Очевидно, что содержательная и информативная диагностика подобных состояний может быть только комплексной, мультидисциплинарной. Исключить органическую почву, действительно, очень важно, так как любая часть описанной симптоматики может быть связана с множеством причин и серьезных заболеваний. И лишь при наличии достоверных результатов клинического, лабораторного и инструментального обследования можно говорить о «зрячем», прицельном лечении.
4.Лечение
Терапевтическая стратегия при лечении синдрома ВСД (по-прежнему пользуемся этим термином, коль уж он вынесен в заголовок статьи) опирается на диагностические данные и обязательно учитывает ряд моментов. В частности, должны быть по возможности устранены все источники астенизации, т.е. истощающие и «обессиливающие» факторы. Как правило, пациенту целесообразно взять отпуск, пусть даже внеочередной, чтобы привести, как говорится, себя в порядок. Такое условие, как здоровый сон, нормализация суточного режима, максимально возможное сокращение нагрузки – это не рекомендация по типу «желательно», а совершенно необходимая медицинская мера, равно как и добросовестный прием предписанного врачом витаминного комплекса (и снова подчеркнем, что отмахиваться от «каких-то там банальных витаминов» в данном случае, мягко говоря, неразумно). Очень важно пролечить все имеющиеся очаги инфекции и купировать симптоматику обострений, если пациент страдает фоновыми хроническими соматическими заболеваниями. А основными направлениями этиопатогенетического лечения собственно ВСД являются психоневрологические препараты (ноотропы, стимуляторы, седатики, транквилизаторы), средства нормализации сердечно-сосудистой деятельности и пр. Разумеется, какая-либо конкретная универсальная схема здесь в принципе не может быть приведена; любые медикаменты и процедуры должны приниматься исключительно по назначению врача. Важно подчеркнуть, что одну из ключевых ролей в лечении играет курс психотерапии, и к этому также надо быть готовым, – как в мотивационном, так и в организационном плане. Учитывая огромное количество энтузиастов и откровенных шарлатанов, действующих под названием «психотерапевт», очень важно найти действительно профессионального специалиста с достаточным опытом, подтвержденной квалификацией и доказанной результативностью (восторженные отзывы в интернете, увы, доказательством считаться не могут). Напоминаем, что психотерапия является врачебной специальностью, – такой же, например, как хирургия или кардиология, – и никаких иных вариантов здесь быть не может.
В заключением отметим, что вегетососудистая дистония, какие бы синдромы и симптомы ни составляли этот диагноз в конкретном случае, не следует воспринимать как фатальную неизбежность и неизлечимое индивидуально-обусловленное состояние. При адекватном отношении, своевременном обращении за помощью и правильном, профессиональном лечебно-диагностическом подходе прогноз благоприятный: проще говоря, ВСД лечится, и лечится весьма успешно.