1.Общие сведения
Любые проблемы в урогенитальной системе, любые (реальные или мнимые) нарушения сексуальных функций и любые сомнения касательно размеров и/или формы полового члена переживаются мужчинами чрезвычайно болезненно. Причина такого психотравмирующего эффекта кроется в филогенетическом, эволюционном предназначении мужчины как доминирующего продолжателя рода. Однако урологических, андрологических, сексопатологических пациентов, безусловно, интересуют не столько причины сверхценной фиксации на проблеме, сколько сама проблема: откуда появилась, насколько она серьезна и является ли излечимой. Отсутствие ответов на эти вопросы или, – что еще хуже, – ложная, искаженная информация (а вероятность получить ее весьма высока в наш открыто-информационный век) приводит к реальным психосексуальным расстройствам, в т.ч. к тяжелым депрессиям с суицидальными тенденциями, к психогенной эректильной дисфункции (сегодня этот термин используется вместо устаревшего «импотенция»), к супружеской дисгармонии и т.д.
Среди проблем, с которыми мужчины чаще всего обращаются за помощью, – например, к пластическим хирургам, – лидирует ставший уже притчей во языцех «слишком маленький член» (отметим, что в большинстве подобных случаев объективно требуется помощь психотерапевта или сексопатолога, а не хирурга), а также различные варианты деформации полового члена. В свою очередь, наиболее распространенной причиной искривления эрегированного фаллоса является фибропластическая индурация, или болезнь Пейрони. Данный патологический феномен существует, по всей вероятности, столько же, сколько существует человечество в его нынешнем анатомическом виде, однако первые подлинно клинические описания появились в медицинской нозологии лишь к середине ХVIII века. Таким образом, болезнью Пейрони «мужская медицина» занимается уже более двух с половиной столетий; приходится, однако, констатировать, что множество связанных с ней вопросов остаются неясными по сей день.
Нет даже точных статистических данных о частоте встречаемости, о региональной и/или этнической зависимости, о возрастных закономерностях. Распространенность фибропластической индурации различные источники оценивают в диапазоне от 0,5% до 11% и выше. Иными словами, те или иные отклонения от геометрического идеала обнаруживаются, видимо, у каждого десятого сексуально активного мужчины. Если же включить сюда незначительные или едва заметные деформации, остающиеся вне поля зрения медицинской статистики, истинную частоту пришлось бы увеличить, возможно, до 40-50%.
В целом, болезнь Пейрони по-прежнему является источником массы проблем в мужской популяции – как сугубо психологического характера, так и реально осложняющих, затрудняющих или даже исключающих нормальную половую жизнь.
2.Причины
Чаще всего искривление полового члена при болезни Пейрони становится заметным лишь в состоянии эрекции. Это обусловлено непосредственной причиной искривления, т.е. отложением фиброзных бляшек в белковых оболочках, которыми ограничены пористые (пещеристые, кавернозные) ткани члена. Кровенаполнение кавернозного тела вполне можно назвать гениальной механической находкой эволюции, благодаря которой и происходит эрекция, т.е. необходимое для копуляции временное увеличение и отвердение полового члена. Однако патологически интенсивное накопление компонентов соединительной, хрящевой, тромбозной тканей (фибрина, коллагена и пр.) и формирование из них плотных образований делает эрекцию асимметричной.
Этиопатогенетические механизмы такого процесса нуждаются в дальнейших исследованиях, поскольку пока достоверно прояснена лишь «механика» искривления, но не его причины. Наиболее аргументированной и обсуждаемой гипотезой на сегодняшний день является влияние травматического фактора, причем это касается как серьезных «больших» травм, так и любой микротравматизации и/или перенапряжения, если они носят систематический и регулярный характер (напр., аномально частая и интенсивная мастурбация, экстремальные предпочтения в сексе и т.п.). К наиболее вероятным факторам риска, на фоне которых микро- и макротравмы могут запустить начало фибропластической индурации (а началом почти всегда становится воспалительный процесс с последующим рубцеванием), относятся:
- эндокринные расстройства (прежде всего, сахарный диабет);
- дисбаланс и нарушения метаболических (обменных) процессов, – в частности, сбои в усвоении жиров;
- сердечно-сосудистая патология;
- разрушительные привычки (табакокурение, пьянство, сексуальные излишества, нездоровое питание и т.п.).
3.Симптоматика, диагностика
Основным симптомом и главной субъективной жалобой при болезни Пейрони служит искривление продольной оси полового члена в состоянии эрекции: фаллос может быть выгнут кверху, книзу или в сторону. При пальпации обычно отчетливо прощупывается уплотнение, в ряде случаев болезненное.
Степень отклонения оси фаллоса и интенсивность болевого синдрома могут быть очень разными. Соответственно, клиническая картина варьирует от незначительного дискомофорта до полной невозможности пенетрации (введения члена во влагалище) из-за резкой боли и анатомической несовместимости гениталий (при искривлении более 50-60 градусов).
Необходимо подчеркнуть, что болезнь Пейрони не является онкологическим заболеванием и не имеет статистически значимой тенденции к озлокачествлению.
Фибропластическая индурация может проявиться практически в любом активном возрасте; в большинстве случаев процесс стабилизируется на той или иной стадии, реже – продолжает прогрессировать, и очень редко искривление со временем немного выпрямляется (рассчитывать на это не стоит; еще опасней вместо обращения к врачу применять какие бы то ни было мракобесные средства).
Помимо стандартного осмотра и пальпации, для уточняющей диагностики может быть целесообразным назначение УЗИ или МРТ (рентген информативен только на стадии накопления кальция в фиброзных бляшках). Кроме того, для выявления фоновых заболеваний и расстройств может понадобиться профильное обследование (эндокринологическое, кардиологическое и т.д.).
4.Лечение
На ранних стадиях, как указывает большинство источников, консервативная терапия еще может быть относительно эффективной. Осторожное применение ингибиторов секреции соединительной ткани, определенных витаминов, противовоспалительных препаратов в некоторых случаях способно, по крайней мере, замедлить нарастающее искривление. Однако по мере кальцификации бляшек фармакотерапия утрачивает всякий смысл и ставится вопрос о хирургической коррекции.
На сегодняшний день практикуется множество самых разных методик и вариантов вмешательства – от сравнительно простого удаления бляшек до сложных сосудистых и/или пластических операций по реконструкции нормальной анатомии полового члена. С успехом применяются также физиотерапевтические процедуры. Однако следует подчеркнуть, что выбор терапевтической стратегии и конкретных методов лечения, оценка соотношения потенциального эффекта и возможного риска (как и самой целесообразности хирургического вмешательства) должны осуществляться исключительно врачом на основании результатов тщательного обследования. В этом случае, а также при условии своевременного, раннего обращения за специализированной помощью, прогноз благоприятный.