1.Общие сведения
Гипертрофия означает аномальное или патологическое увеличение размеров какого-либо органа, структуры, ткани. Следует четко отличать данное понятие от таких терминов (и обозначаемых ими явлений), как гиперплазия, опухоль или отек.
Гиперплазией, например, называют быстрое разрастание ткани за счет гормон-опосредованного увеличения числа здоровых, типичных для данной ткани клеток; опухолевый процесс отличается локальным умножением числа клеток с теми или иными отклонениями и, наконец, отек – это избыточное скопление жидкости в клетках или межклеточном пространстве.
В отличие от перечисленного, гипертрофия представляет собой увеличение не числа клеток, а их размера, – при сравнительно нормальном, для данного органа, количестве, – и рассматривается как ответ на те или иные факторы, условия, воздействия.
Далее, миндалины (мед. лат. «тонзиллы», некорректно «гланды») – группа железистых образований из лимфоидной ткани, в совокупности составляющих т.н. лимфаденоидное глоточное кольцо и выполняющих, главным образом, роль иммунного барьера у входа в дыхательный и пищеварительный тракты, в непосредственной близости от головного мозга и органов чувств, – в зоне, где сконцентрировано множество кровеносных сосудов, нервных путей, лимфатических узлов и протоков. Иными словами, присутствие здесь глоточного кольца как форпоста иммунной системы совершенно понятно; однако миндалины выполняют и другие функции, изученные пока недостаточно или вовсе неизвестные.
Наиболее значимой является пара сравнительно крупных небных миндалин, расположенных по обе стороны от входа в гортаноглотку.
Гипертрофия миндалин распространена в общей популяции с частотой, по разным оценкам, от 5-10 до 40 процентов. Абсолютное большинство первичных пациентов с данным диагнозом – дети и, реже, подростки. Гипертрофическое увеличение миндалин, развивающееся уже во взрослом возрасте, встречается спорадически редко.
2.Причины
Достоверно установлена связь гипертрофии миндалин с частыми ОРВИ, тонзиллитами, ларингитами и другими инфекционно-воспалительными заболеваниями ЛОР-органов. Кроме того, многие источники указывают на более высокую частоту таких гипертрофий у детей с ослабленным, независимо от причин, иммунитетом. Наконец, постоянно встречается сочетание гипертрофированных миндалин с аденоидами – гиперпластическим разрастанием еще одной миндалины, носоглоточной; по мнению ряда специалистов, это свидетельствует об общности гиперпластических и гипертрофических процессов для всего лимфаденоидного кольца.
Отсюда делается вывод о компенсаторном, ответном характере гипертрофии миндалин: в данном случае увеличиваются органы, которые очень часто и интенсивно используются и/или не справляются (при ослабленном локальном и общем иммунитете) со своими функциями.
Впрочем, этиопатогенез гипертрофии миндалин пока остается дискутабельным и активно изучается специалистами в данной области.
К факторам риска обычно относят гиповитаминозы, недостаточное и несбалансированное питание, вредоносные экологические факторы, эндокринные расстройства.
3.Симптомы и диагностика
Следует особо подчеркнуть, что сама по себе гипертрофия не является воспалительным процессом и не должна восприниматься как эквивалент тонзиллита (острого или хронического воспаления миндалин). До достижения миндалинами определенного размера человек может вообще не испытывать какого-либо дискомфорта.
Однако со временем аномалия начинает сказываться и принимает все более отчетливый патологический характер, попутно вызывая каскад прогрессирующих нарушений и изменений в ЛОР-органах.
Нарушается дикция, речь становится гнусавой, затрудняется носовое дыхание, которое в дальнейшем может стать невозможным. Вследствие этого пациент принужден постоянно дышать ртом, что за несколько лет, – а в период бурного роста еще быстрее, – может существенно изменить челюстно-лицевые пропорции («аденоидное лицо»). При дальнейшем росте миндалин перекрывается глоточный выход слуховой трубы и постепенно нарастает тугоухость, затрудняется глотание, появляется скверный запах изо рта, больной теряет массу тела.
Неполноценное дыхание приводит к хронической гипоксии; результатом становится утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение интеллектуально-мнестической продуктивности. Нарушается, становится беспокойным и часто прерывается сон, появляется и усиливается тенденция к храпу, могут возникать эпизоды ночного кашля и апноэ (полного прекращения дыхания, иногда на десятки секунд). Пациент не высыпается, и указанные выше нарушения прогрессируют по типу порочного круга.
Как видно из сказанного, гипертрофия миндалин отнюдь не является бессимптомным и безобидным процессом; напротив, она создает комбинированные и достаточно серьезные угрозы здоровью, причем не только в оториноларингологической сфере.
Диагностировать данную ситуацию достаточно просто: производится сбор анамнеза и жалоб, стандартный осмотр ЛОР-органов с помощью шпателей, расширителей и зеркал. Назначается клинический анализ крови, где в этом случае имеются свои корреляты гипертрофии в отличие от биохимической картины других заболеваний. По мере необходимости применяется рентгенологическая или томографическая визуализация.
Обязательно проводится дифференциальная диагностика между «чистой» гипертрофией и гипертрофическим вариантом хронического тонзиллита, опухолевыми процессами и др.
4.Лечение
При незначительном, но уже дискомфортном увеличении миндалин начинают с консервативного лечения. Широко применяются физиотерапевтические процедуры (ингаляции, аппликации, УФО, электрофорез и мн.др.), способные, как считается, снизить темпы гипертрофии. При этом учитывается тот факт, что гиперпластические и гипертрофические процессы в период пубертатной перестройки зачастую обнаруживают спонтанное обратное развитие, т.е. радикальное лечение может и не понадобиться.
Медикаментозная терапия сводится, в основном, к местным антисептическим и иммуномодулирующим мерам профилактики.
Выраженная и продолжающая прогрессировать гипертрофия, осложняющаяся вышеописанными нарушениями, является показанием к тонзиллэктомии (хирургическому удалению миндалин); при наличии показаний также к удалению аденоидов обе операции, как правило, выполняются в рамках одного вмешательства.