1.Общие сведения
Следует сразу оговорить: речь идет не о заболеваниях кишечника вообще, а преимущественно о двух язвенно-воспалительных процессах, – неспецифическом язвенном колите и гранулематозном илеите, или болезни Крона.
Эти заболевания в последнее время привлекают пристальное внимание специалистов, однако многие связанные с данными процессами вопросы остаются пока непроясненными или неизвестными. Оба заболевания приводят к образованию воспаленных незаживающих язв в кишечнике, однако неспецифический язвенный колит всегда локализуется в толстой кишке, поражая слизистые и подслизистые ее слои, тогда как болезнь Крона носит трансмуральный характер (воспаление проникает на всю глубину кишечной стенки) и может локализоваться практически в любом отделе желудочно-кишечного тракта (чаще в нижних отделах тонкого кишечника). Вообще, между этими заболеваниями есть ряд принципиальных отличий, однако прослеживается и много общего. Пусковые факторы и механизмы развития обоих воспалений неизвестны: рассматриваются вирусные, генетические, аутоиммунные гипотезы, но пока ни одна из них не подтверждена настолько, чтобы объяснить все закономерности и составить основу для разработки этиопатогенетической терапии.
Роль кишечника в жизнедеятельности организма чрезвычайно велика, и любые хронические проблемы неизбежно сказываются на функционировании других систем и органов: кожи, крови, иммунитета, волос и даже психики. Давно установлено, в частности, что у больных неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона достоверно чаще, чем у представителей общей популяции, развиваются воспалительные процессы в периферических суставах и структурах позвоночного столба, причем клиническая картина таких артритов, спондилитов и сочетанных спондилоартритов при двух этих заболеваниях практически совпадает. Данный «побочный эффект» кишечного язвенного воспаления является отдельной проблемой, которая, как и сами воспаления, требует самого тщательного изучения.
2.Причины
Причинно-следственные связи между кишечным изъязвлением и заболеваниями суставов пока остаются неясными.
Предполагается, что эти связи носят множественный и сложный характер, где ведущую роль играет присутствие в крови токсических и иммунных факторов, – разного рода антител, возможно, агрессивных по отношению к собственным суставным тканям.
Как правило, периферические артриты при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона манифестируют в возрастном интервале 20-40 лет, хотя встречаются исключения в обе стороны. Воспаления периферических суставов с одинаковой частотой распространены среди пациентов мужского и женского пола.
Анкилозирующий («окостеневающий», обездвиживающий) спондилоартрит с вовлечением позвоночника втрое чаще наблюдается у мужчин. Как правило, в крови таких пациентов обнаруживается антиген тканевой совместимости HLA-В27.
3.Симптомы и диагностика
В большинстве случаев симптоматика артрита развивается спустя несколько лет после манифестации основного заболевания, однако в некоторых случаях происходит прямо противоположное: артрит оказывается зарничным симптомом латентно прогрессирующего кишечного изъязвления. В дальнейшем обострения суставного воспаления обычно совпадают с обострениями язвенного колита или болезни Крона.
Продолжительность таких приступов составляет, как правило, 1-5 месяцев. Наиболее распространенными симптомами считают боли в пораженных суставах, их припухлость, повышение температуры кожи в проекции воспаления, ограничение и болезненность движений. При частых рецидивах в суставах могут развиться стойкие или необратимые изменения. В некоторых случаях симптоматика ограничена артралгией.
Как правило, «кишечный» артрит сопровождается рядом других внекишечных, но явно ассоциированных видов патологии (увеит, пиодермия, узловатая эритема и т.д.).
Анкилозирующий спондилоартрит в объеме ассоциированных с кишечной патологией суставных заболеваний составляет не более 5-7%. Симптоматика и течение полностью совпадает с таковыми при «обычном» анкилозирующем спондилоартрите (болезни Бехтерева); по крайней мере, каких-либо достоверных отличий к настоящему моменту обнаружить не удавалось, – за исключением того, что при язвенном колите и болезни Крона это тяжелое заболевание суставов и позвоночника развивается чаще, чем в отсутствие указанных кишечных воспалений.
Методы надежной диагностики артритов и спондилитов данной этиологии, – в их дифференциации, скажем, от ревматоидных артритов, – не разработаны. Критериев инструментальной, в частности, рентгенологической дифференциальной диагностики также пока нет. Основное значение придается лабораторным анализам крови, результаты которых, однако, больше коррелируют с характеристиками кишечного воспаления, чем суставного. Таким образом, наибольшее значение для правильной квалификации происходящего имеет изучение анамнеза и сопоставление всех имеющихся клинических и диагностических данных.
4.Лечение
Специалисты полагают обязательной и первоочередной мерой активное лечение основного (кишечного) заболевания: редукция его симптоматики каким-то образом приводит к облегчению и суставных симптомов. Из медикаментов обычно назначают НПВП (нестероидные противовоспалительные препараты), в более тяжелых случаях – в сустав вводят глюкокортикостероидные гормоны. Как правило, симптоматика этими средствами купируется достаточно эффективно.
Что касается анкилозирующего спондилоартрита, то, начавшись на фоне неспецифического язвенного колита или болезни Крона, в дальнейшем он развивается самостоятельно и независимо от фаз течения основного заболевания. Лечение также не отличается от обычных терапевтических схем при болезни Бехтерева (НПВП, ГКС, иммуносупрессоры, иммуномодуляторы).