1.Общие сведения
Человеческий организм, увы, не обладает способностью к регенерации, присущей некоторым низшим животным: у нас не вырастают новые органы или конечности вместо утраченных. Однако определенные репаративные, восстановительные ресурсы есть и у наших тканей: срастаются кости, за счет увеличения гепатоцитов в размерах печень набирает исходную массу, и даже расхожее представление о том, что «нервные клетки не восстанавливаются», опровергнуто результатами современных исследований.
Выраженной способностью к самостоятельной ликвидации повреждений и «пробоин» должна обладать и кожа, иначе человек погибал бы от малейшей царапины. Действительно, наши шрамы, рубцы, следы от термических или химических ожогов – не что иное, как свидетельство регенеративных функций эпидермиса. Поврежденный участок кожи или края раны с той или иной скоростью «затягиваются», и происходит это путем аварийного наращивания универсальной соединительной, рубцовой ткани, которая вообще играет одну из ключевых ролей в жизнедеятельности организма (а также, к сожалению, в развитии ряда аутоиммунных заболеваний и в процессах патологического фиброза, приводящего к снижению проходимости сосудов, прогрессирующей функциональной несостоятельности паренхиматозных тканей и т.д.).
Однако для человека важен не только физиологический и функциональный аспекты, но и косметический. Незначительные повреждения заживают, как известно, без каких-либо видимых следов на коже. Более глубокие и/или обширные оставляют после себя заметные рубцовые дефекты, которые, – если они приходятся на открытые участки кожи, – иногда носят обезображивающий, как говорят в эстетической медицине, характер.
2.Разновидности рубцов
Различают несколько основных вариантов рубцового дефекта.
Нормотрофический шрам не выступает над поверхностью соседних здоровых участков и не углублен ниже их уровня. Такие рубцы обычно имеют естественный телесный или чуть более светлый цвет и являются достаточно упругими, эластичными.
Гипо- или атрофический рубец светлее и тоньше здоровой кожи. Ткань на таком участке словно «растянута», поверхность может выступать или быть углубленной. Примером могут послужить растяжки на животе и/или груди женщины, остающиеся после родов и доставляющие массу эстетических переживаний.
Гипертрофический рубец обычно образуется на месте осложненного (например, инфекционно-воспалительным процессом) заживления. Такой шрам заметно выделяется цветом и выступает над поверхностью кожи.
Наконец, келоидные рубцы не только бросаются в глаза, но могут также беспокоить зудом или болевым синдромом. В образовании таких шрамов играют роль индивидуальные особенности процессов продукции соединительной ткани, а также локализация, значительная площадь и неблагоприятные условия поражения. Келоидные шрамы характеризуются интенсивным розовым или синеватым оттенком, плотностью хрящевой ткани, неровной и зачастую блестящей поверхностью.
Со временем косметический дефект может постепенно утрачивать выраженность. В частности, гипертрофический шрам за несколько лет тускнеет, сглаживается и трансформируется в гипо- или даже в нормотрофический. Однако во многих случаях ждать бессмысленно (поскольку даже нормотрофический рубец, скажем, на лице все равно создает косметический дефект, который для человека может быть неприемлем) или пришлось бы слишком долго. В таких ситуациях необходима медицинская коррекция.
3.Методология устранения рубцов
В настоящее время активно развиваются как консервативные, так и минимально-инвазивные хирургические методы коррекции рубцов и шрамов. Ведутся также активные исследования перспектив собственно регенеративного восстановления кожных покровов и даже отдельных органов.
К консервативным методам относятся всевозможные аппликации, инъекции гормонсодержащих препаратов, силикона, гиалуроновой кислоты (которая приобретает все большее значение в эстетической медицине), физиотерапевтические и массажные процедуры; сегодня популярна также лазерная «шлифовка» рубцовых дефектов.
В ряде случаев консервативными методами удается добиться значительного улучшения, однако устранить дефект полностью они не позволяют. С другой стороны, первичная коррекция рубцов келоидного типа, особенно осложненных воспалительными процессами, почти всегда консервативна или, вернее, поэтапна: только после санации воспалительного процесса и трансформации келоидного шрама в менее проблемный тип (гипер- или гипотрофический) становится возможным радикальное устранение дефекта.
В любом случае, коррекция рубцовых изменений на коже потребует времени, иногда значительного, до нескольких месяцев или даже 1-1,5 лет.
Наиболее эффективным методом был и остается микрохирургический.
4.Процедура и сроки реабилитации
Иссечение соединительной ткани и повторное соединение краев кожи на поврежденном участке – процедура технически простая. Главная сложность, требующая ювелирной техники и мастерства микрохирурга, заключается в том, чтобы вместо одного дефекта не оставить другой. Восстановленный участок должен быть эластичным и, в идеале, по цвету не отличаться от здоровой кожи. Это достигается тем, что края кожи соединяются не просто «стык в стык», а слой за слоем, причем натяжение должно ослабевать по мере приближения к поверхности, и закрывается операционное после малозаметным косметическим швом вровень с окружающей кожей. После этого обязательно назначается консервативная поддерживающая терапия (давящие повязки, силиконовые гели, пластины и т.п.) с целью постепенного высветления и сглаживания рубца. Улучшение наблюдается уже непосредственно после операции, однако со временем удается окончательно «стереть» следы былого дефекта.